Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

бесценок ушла с молотка. Наиболее ценное имущество вывезли из Архангельска морским путем в трюмах “Камы”, “Невы” и “Красной Горки”. На пароходе “Кама” среди прочего груза находился и архив военного порта - 25 665 дел, упакованных в 262 куля, не считая ящиков с описями14. Многое было заброшено и разворовано. Соломбала на глазах ошеломленных современников в короткий срок обезлюдела и пришла в совершенное запустение. С “Верой” и “Надеждой” В 1862 г. по решению столичных властей в Архангельске прекратила существование старейшая в России Соломбальская судоверфь; был закрыт военный порт, обречена на упразднение защищавшая порт Новодвинская крепость15. Но по иронии судьбы именно в этот нерадостный для архангелогородцев год Соловецкий монастырь открыл первое пассажирское пароходное сообщение на Русском Севере. Соловецкий монастырь, расположенный на одноименных островах в Белом море, в летнее время стремились посетить сотни православных богомольцев со всех концов России. Вплоть до середины XIX в. они переправлялись из Архангельска на небольших парусных судах местных судовладельцев. Поскольку последние получали плату, напрямую зависящую от количества перевозимых пассажиров, их суда были, как правило, переполнены. Случалось, что некоторые из судовладельцев, взяв с богомольцев деньги, обманывали их: на Соловки отправлялось совсем не то судно, которое демонстрировалось до заключения сделки, а какой-нибудь ветхий, дырявый карбас. Именно в такого рода мошенничестве обвинялся в 1820 г. мещанин Степан Покидин, умудрившийся разместить на своем уже далеко не новом карбасе 56 крестьян-богомольцев, с каждого из которых он взял в качестве платы по 4 руб. При странных обстоятельствах карбас затонул неподалеку от берегов Яренгской волости. Жертв не было благодаря своевременно оказанной богомольцам помощи со стороны местных жителей. Обсушившись, потерпевшие крушение подрядили другой карбас и продолжили свой путь на Соловки. Проведенное потом следствие подтвердило факт гибели принадлежащего Покидину карбаса, но не смогло доказать мошенничество16. Деньги крестьянам Покидин так и не вернул. В условиях штиля плавания на веслах могли продолжаться неделю и дольше. Направляющиеся на богомолье подвергались страшным мучениям: в 1831 г., например, на одном из парусников, задержавшемся в пути из-за встречного 14Попов Г.П. Ногою твердой стать при море... С. 133. 15 Подробнее об этом см.: Попов Г.П. Ногою твердой стать при море... С. 126 - 139. 16ГАДО. Ф. 1367. Оп. 1.Д. 15. Л. 372- 378 об. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz