Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

лоцман мало чем отличался от простого крестьянина. Вот почему для местных любителей легкой наживы, желающих “облыжно” выдать себя за лоцмана, это не составляло особого труда. Чтобы исключить подобные случаи, уже с 1817 г. каждый лоцман стал получать от лоц-капитана особый “билет” на право проводки судов. Правда, и эта мера оказалась недостаточно действенной: случалось, что лоцманы передавали билеты своим знакомым за небольшое вознаграждение. Поэтому с 1825 г. лоцманов снова обязали носить форменную одежду и только в ней являться на суда. Новая форма оказалась значительно практичнее, чем та, что была предложена ранее Петром I. Это был кафтан из темно-зеленого сукна, на котором на груди, с левой стороны, прикреплялся отличительный знак из белой жести, где был изображен морской якорь и имелась надпись - “Архангельского порта лоцман”17. В результате принятых мер лоцманы стали заметно серьезнее относиться к своим обязанностям, значительно уменьшилось число нареканий со стороны шкиперов приходящих судов. Крестьянским авантюрам с проводками судов пришел конец. Повысился авторитет и самой лоцманской артели. В 1862 г. Архангельский военный порт был упразднен. С этого времени лоцманская служба, до того подчинявшаяся через лоц-капитана главному командиру военного порта, была вверена заведующему гидрографической частью Архангельского порта, флотскому офицеру, отвечавшему за состояние маяков и навигационных знаков на всем побережье Белого и Баренцева морей. Такое положение сохранялось в течение четырех десятилетий. Поскольку руководство лоцманской артелью для офицера-гидрографа было дополнительной служебной нагрузкой, лоцманам уже не уделялось былого внимания. В сложившейся обстановке вновь важную роль стали играть лоцманские старосты, от правиль­ ности выбора которых во многом зависели не только условия работы, но и благополучие лоцманов и их семей. В широкий круг обязанностей старосты входили своевременное выделение лоцманской вахты на Мудьюгский маяк; контроль за обвехованием судоходного фарватера; получение, хранение и распределение между лоцманами вырученных за проводку судов денег; внесение в казначейство за лоцманов государственных податей, а также решение многочисленных бытовых вопросов лоцманского 17 Согласно статье 57-й Устава Общества архангельских лоцманов 1900 г., форма выгляаела уже иначе - черное пальто с медными якорями на воротнике, черные брюки и фуражка с якорем на околыше. На пальто с левой стороны прикапывался медный овальный знак, в середине которого помещалось выпуклое изображение государственного герба. “Межау двумя выпуклыми ободками, окаймляющими всю бляху, находятся две прорезанные насквозь надписи: наверху - “лоцман” и внизу - нумер бляхи... По бокам же, между ободками, располагается выпуклая надпись: “Архангельского общества”. Знаки выдавались каждому лоцману лишь после приведения его к присяге. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz