Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

С 1711 г. лоцманской артелью управляла губернская канцелярия, а в 1726 г., с учреждением в Архангельске дальнего брандвахтенного поста (он находился на особом судне, стоявшем на взморье), лоцманов подчинили брандвахтенному начальнику, которому Адмиралтейская коллегия вменила в обязанность “строго следить за лоцманами, чтобы купеческим кораблям не было от них остановки или обид”. В середине XVIII в. лоцманов освободили от тяжкой рекрутской повинности. Указ Правительствующего Сената от 23 декабря 1741 г. гласил: “Состоящих при Архангельском порте записных лоцманов и детей их в рекруты не брать; они отправляют рекрутскую повинность деньгами - по 300 рублей серебром за рекрута”15. Иными словами, лоцманская артель откупалась от поставки рекрутов из своей среды для службы в армии, а работа в артели тем самым приравнивалась к матросской службе. За преступления и проступки, согласно тому же указу, лоцманы “судились военным судом”. Высочайшим повелением 1802 г. архангельские лоцманы были подчинены военной портовой администрации, которая ограничивалась лишь формальным контролем их работы в течение навигации, “предоставляя общественной жизни лоцманов развиваться самостоятельно, без всякого постороннего вмешательства”. Архангельские лоцманы сами ежегодно избирали старосту и специ­ альными “приговорами” на место выбывшихлоцманов назначали новых, исключали нерадивых. Так продолжалось десятилетиями. Но в начале XIX в., помимо старосты, над артелью появился еще один начальник. В 1816 г. главный командир Архангельского порта получил приказ морского министра об учреждении должности лоц-капитана при порте для “неусыпного наблюдения” за лоцманами, так как последние, “не имея над собою настоящего управления, беспрестанно обращаясь в пьянство, делают купцам затруднения в пути, поставляют коммерческие суда на мель или, не доведя до настоящего места, совсем оставляют их по своему своевольству”16. Конечно, среди лоцманов встречались люди “недостойные и порочные”. Однако проведенные расследования поступивших от иностранцев жалоб показали, что “затруднения в пути” им зачастую чинили не лоцманы-профессионалы, а местные крестьяне, которые, надеясь на легкий заработок, “выдавая себя облыжно за лоцманов”, являлись на купеческие суда, вели их с Двинского бара в порт и обратно и из-за незнания фарватера сажали их на мели. Следует также заметить, что парики, чулки, красные штаны и прочие петровские “нововведения”, которые должны были носить лоцманы, не прижились на Севере; внешне архангельский 11ПСЗРИ. СПб., 1830. Т. 40. № 18 488. С. 551 - 552. 14Огородников С.Ф. Лоцманская артель в Архангельске... С. 78. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz