Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

под руководством Ивана Олтуфьева и Козьмы Котцова. С этого времени устанавливалась фиксированная плата за лоцманскую проводку: 2 руб. за ввод судна в порт и 6 руб. за вывод из порта12. В том же году артель была подчинена местной таможне. Вышеупомянутая грамота 1690 г. в отличие от многих тысяч других документов XVII в., что сгорели во время пожаров в Архангельске либо были вывезены в столицу, уцелела и демонстрировалась архангелогородцам во время празднования 300-летия лоцманской службы. Но еще за 70 лет до юбилея, в 1843 г., капитан над Архангельским портом Павел Федорович Кузмищев рассказал о ней в одной из своих публикаций в “Архангельских губернских ведомостях”: “В обществе лоцманов Архангельского порта сохраняется по сие время подлинный акт, или “память”, данная им в 1690 году на право приводить к порту и выводить в море иностранные купеческие суда... Память эта писана на столбце, склеенном из трех полулистов, и скреплена печатью. В акте замечательно, между прочим, то, что лоцманы названы “корабельными вожами”, а не “лоцманами”, как мы теперь называем, забыв или потеряв настоящее им русское наименование”13. “Память” предписывала от имени “великих государей и царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцев” корабельным вожам “Ивашке Олтуфьеву да Коземке Котцову со товарищи... во время нынешней ярмонки торговые корабли, которые с моря учнут к устью приходить, провожать к городу Архангельскому и ставиться с ними на прежней пристани и после ярмонки от города на море проводить со всяким бережьем”14. “Государева служба” С эпохой Петра Великого связаны и многочисленные изменения в организации лоцманской службы Архангельского порта. Кстати, именно тогда из документов исчезают “корабельные вожи” и появляются “лоцманы”. Во время своих поездок по Белому морю Петр I неоднократно имел возможность убедиться в высоких профессиональных качествах архангельских лоцманов. В 1705 г. для архангельскихлоцманов была введена единая, на европейский манер, форма одежды - “алый кафтан французский, камзол и штаны красного сукна”; на голове им полагалось теперь носить немецкий парик и шляпу, на но­ гах - чулки и башмаки. Чтобы гребные лоцманские суда хорошо выделялись среди других, их стали ярко раскрашивать, а на корме изображать специальный лоцманский знак. 12 Кузмищев П.Ф. Исторические сведения об архангельских лоцманах. СПб., 1864. С. 308 - 310. 13АГВ. 1843.31 марта. 14Там же. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz