Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

известный историкам документ, где упоминаются северные корабельные вожи, датируется 1602 г. В нем содержится сообщение о продаже одним из них своего “дворового места” со всеми жилыми и подсобными постройками Николо- Корельскому монастырю. Фамилия вожа, к сожалению, осталась неизвестной7. Официальным годом основания лоцманской артели при Архангельском порту считается 1613 г. Каких-либо документов, подтверждающих это, не сохранилось, однако это не помешало архангелогородцам пышно отпраздновать в 1913 г. 300-летие артели, совпавшее по времени с 300-летием дома Романовых. Историки также приняли эту дату с оговорками (“примерно”, “по-видимому”, “скорее всего” и т. п.): “С возведением на российский престол Михаила Романова в 1613 г. начинают производиться реформы по укреплению различных сторон деятельности государства (финансов, торговли, административного управления и так далее). По-видимому, с этого года деятельность корабельных вожей была взята под контроль государства, и с этого времени ведут свою историю лоцмана Архангельского морского порта”. “Можно предположить, что примерно с этого времени начинается регулярная проводка иностранных купеческих судов к причалам нового порта”3. Впервые имена корабельных вожей, сведения об их материальном благосостоянии приводятся в писцовой книге, составленной в 1622 - 1624 гг. писцом Мироном Вельяминовым и подьячими Баженом Степановым и Антоном Подольским. Корабельными вожами в те годы числились Иван Степанов сын Ильин и Завьял Кобрев, проживавшие “в Архангельском городе, на посаде”9. Они находились на государевой службе, и им платили денежное и хлебное жалованье: “государева им жалованья денежного... по 3 рубли человеку, да хлеба... по 6 чети ржи, овса по тому ж человеку...”10. Хлебное жалованье вожам выплачивалось до 1648 г., а денежное - до 1670 г. По царскому указу от 15 апреля 1671 г. вожевой промысел был передан на откуп. С точностью сказать - кому, сегодня невозможно, но, по логике вещей, тем же крестьянам. Первая откупная цена была сравнительно невысокой -1 0 руб. в год, через два года она возросла до 30 руб., а к 1685 г.- уже до 45 руб. в год" . С 1686 г. откуп на вожевой промысел был отменен. В 1690 г. царской грамотой право проводить иностранные купеческие корабли было предоставлено артели 7 Огородников С.Ф. Очерк истории города Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890. С. 52. 8См., напр.: Брызгалов В., Ильющенков А. Корабельные вожи / / Моряк Севера. 1983. 23 ноября. 9 Овсянников О.В. Холмогорский и Архангельский Посады по писцовым книгам XVII века / / Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сб. Вып. 1. Вологда, 1970. С. 202. 10ДАИ. Т. 3. СПб., 1848. С. 129. 1 АИ. Т. 4. СПб., 1842. С. 477 - 478. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz