Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

содействия русскому торговому мореходству с просьбой ускорить решение вопроса о маяке в устье Северной Двины. Общество, “находя уважительными” доводы поморов, возбудило соответствующее ходатайство, которое в конце концов было удовлетворено. Давно ожидаемую весть Архангельское отделение Общества тотчас довело до сведения поморских судовладельцев. В благодарность за это наиболее видные из них - А.Ф. Норкин, А.П. Заборщиков, В.И. Митрофанов и И.П. Воронин - изъявили желание стать пожизненными членами Общества, предоставив в качестве взноса по 100 руб. каждый. Правительство ассигновало на маяк необходимую сумму. Для наблюдения за предстоящими работами в Архангельск прибыл корабельный инженер Терентьев36. Осенью 1880 г. в Архангельске состоялись публичные торги на постройку плавмаяка, которые выиграл известный в городе купец Шмидт. 20 января 1881 г. в присутствии командира Архангельского порта князя JI.A. Ухтомского, губернатора Игнатьева и других чиновников с благословения епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила состоялась торжественная закладка деревянного плавучего маяка. Получился настоящий праздник, с обилием флагов, большим стечением народа; по окончании церемонии начальство и избранная публика отправились на обед в Морское собрание. Еще более пышно прошел спуск маячного судна на воду. 22 июля 1881 г. в 10 час. утра к месту его постройки прибыл почетный караул от Архангельской флотской роты. В сопровождении купца Шмидта, инженера Терентьева и назначенного командиром плавучего маяка штабс-капитана Е.А. Тягина князь J1.A. Ухтомский произвел подробный осмотр судна. В это время на Северной Двине, вблизи места спуска, расцветились флагами коммерческие суда. Пришли два гребных портовых катера и паровой баркас “Кузнечиха”, затем появились на рейде лоцманское судно и спасательный вельбот с гребцами Мудьюгской спасательной станции, паровой баркас Министерства путей сообщения, а также два парохода купца Шмидта. Специально устроенные около дока площадки для зрителей заполнились до предела. Епископ Нафанаил с духовенством совершил “молебствие с водоосвящением и по провозглашении многолетия государю императору и всему царскому дому” окропил маячное судно и его кормовой флаг святой водой. В 12 час. дня J1.A. Ухтомский дал команду спустить судно. Прошло несколько минут, и оно плавно тронулось по стапелю, сопровождаемое криками “ура!” восторженных архангелогородцев. Раздались звуки гимна, нижние чины флотской роты взяли “на караул”. После этого JI.A. Ухтомский вторично, уже на воде, осмотрел Северо-Двинский маяк и остался им доволен37. 36 Отчет о деятельности Архангельского отделения Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству за 1879 год. Вып. 3. М., 1879. С. 89. 37 Кронштадтский вестник. 1881. 2 августа. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz