Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

внутренним водным путям дали возможность Морскому ведомству на практике решить ряд вопросов, связанных с производством и эксплуатацией паровых судов8. В том же 1858 г. в Соломбале был заложен пароходо-фрегат “Пересеет”9. Символическое участие в закладке “Пересвета” принял император Александр II. Увы, у “осчастливившего” Соломбальскую верфь своим посещением монарха, не в пример основавшему ее Петру I, оказалась тяжелая рука. Торжественный спуск “Пересвета” в июне 1860 г. омрачился серьезной аварией: корабль врезался кормовой частью в мель, получил повреждения и наполнился водой. После ремонта и зимовки в Архангельске его с трудом провели по Северной Двине до моря и отправили в Кронштадт10. Неудачный спуск “Пересвета” , видимо, поставил конец столичным сомнениям в целесообразности дальнейшего содержания казенной судоверфи на мелеющей реке, в удалении от центральных районов страны. 5 марта 1862 г. императорским указом Архангельское адмиралтейство было упразднено". Паровая шхуна ‘ Полярная Звезда” , построенная под руководством корабельного инженера прапорщика Панова и спущенная на воду 26 мая 1862 г., стала последним судном обреченной на разорение судоверфи. “Наружный вид ее красив, - писали в “Морском сборнике”, - внутренняя отделка отличается тщательностью и изяществом... Сознаемся, нам редко случалось видеть такое удачное сочетание простоты и удобства с изящною и прочною отделкой каждой веши”12. На шхуне имелся удобный грузовой трюм, чего на прежних судах аналогичной конструкции не предусматривалось; котлы для паровой машины были доставлены из Англии. “Полярная Звезда” осталась на Севере для обслуживания немногочисленных маяков по берегам Белого моря. Архангельское адмиралтейство - крупнейшее судостроительное предприятие России XVIII - начала XIX вв. - построило для Отечества сотни военных судов13. После упразднения адмиралтейства часть оборудования его за 8Там же. 9 Огородников С. Очерк истории Архангельска в торгово-промышленном отношении. СПб., 1890. С. 144 - 145. 10Попов Г.П. Ногою твердой стать при море... Штрихи к истории Архангельского порта. Архангельск, 1992. С. 129, 130. 1 ПСЗ-И. Т. XXXVII. 1862. № 38030. С. 168. 12Морской сборник. 1862. № 8. С. 84 - 85. 13 Согласно новейшим исследованиям В.А. Пальмина, Архангельское адмиралтейство занимало лидирующее место среди всех судостроительных предприятий страны с 1733 по 1862 гг. по количеству построенных для Балтийского флота крупнотоннажных военных парусников - линейных кораблей и фрегатов. И даже в первой половине XIX в. Архангельское адмиралтейство строило кораблей и фрегатов больше, чем каждое из петербургских адмиралтейств в отдельности (Пальмин В.А. История военно-морского кораблестроения на Русском Севере в 1693 - 1862 гг. / Автореф. дисс. канд. ист. наук. Архангельск, 2000. С. 18 - 20).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz