Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

поврежденной шлюпке сумели достичь берега. Потом они еще более суток в снежную метель в мокрой и изорванной одежде добирались до ближайшего жилья. 7 ноября Гаккель, будучи в Архангельске, сообщил подробности этой катастрофы сотрудникам “Архангельских губернских ведомостей”. Менее чем через неделю его рассказ был опубликован25. Подобные случаи были не единичными26. Десятки маячных служителей своими жизнями и здоровьем заплатили за безопасность северного мореплавания. “У каждого маяка быстро вырастали кладбища. В 1858 г. на Моржовском маяке умерли от цинги смотритель с женой и два служителя, на Орловско- Терском - два служителя. В первую же зимовку на Святоносском маяке цинга унесла из восьми человек персонала семерых. На следующую зиму, несмотря на принятые меры, в живых опять остался один смотритель унтер-офицер сверхсрочной службы Е.А. Алексеев... В июле 1873 г. подошедшую к маяку Жужмуйскому шхуну “Полярная Звезда” никто не вышел встречать. Весь личный состав - четыре человека - погиб. Экипажу ничего не оставалось, как предать тела земле. Можно представить, с каким настроением осталась на зимовку новая смена. За первые тридцать лет существования беломорских маяков переболели цингой 142 человека и умерли 49 (!)”27. Однообразная работа осенью, продолжительные дожди и туманы сменялись вынужденным бездействием зимой и затяжными и жестокими вьюгами, не позволявшими по нескольку суток выходить из домов; снежные сугробы покрывали двери и окна домов настолько, что выбраться наружу можно было лишь через чердак. Совершенная изоляция от внешнего мира, осознание того, что в случае болезни никто не сможет прийти на помощь, однообразная пища и вода, получаемая из снега, - все это угнетающе действовало на людей. Посещения маяков пароходами, обслуживающими их нужды, ожидались с огромным нетерпением и интересом, как большое событие, даже праздник. “С большим нетерпением ожидается на маяк весною первый пароход, особенно теми маяками, которые в течение нескольких зимних месяцев совершенно не имели ни с кем никакого сообщения, а тем более, если смотритель или служители ожидают возвращения на маяк детей, оставленных ими на зиму в городе или селении в школах. Не менее волнуют аборигенов 25АГВ. 1897. 12 ноября. 26 Во время ремонта Орловско-Терского маяка при доставке со шхуны “Бакан” на берег людей и стройматериалов погибли 17 матросов, трое мастеровых, лейтенант Софронов и инженер Тетерин. В память о погибших родственники Софронова и Тетерина построили часовню на берегу губы Песчанка (Попов С.В. Автографы на картах... С. 58 - 59). 27Попов С.В. Автографы на картах... С. 59. 8 Змс. 928 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz