Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

имея боевого значения, в случае войны никакого сопротивления неприятелю оказать не смогут, а представятся ему весьма легкой и беззащитной добычей”, и отозвали их из Архангельска20. В марте 1886 г. директор маяков и лоции Белого моря заключил контракт на обслуживание беломорских маяков с Товариществом Архангельско- Мурман­ ского срочного пароходства21. В связи с этим губернатор Н.Д. Голицын, выступавший за сохранение на Севере Военно-морского флага России и пытавшийся всеми доступным^ способами оставить в Архангельске последние старые шхуны, даже во всеподданейшем отчете императору писал: “Я не могу не высказать своего отчаяния за то - будет ли проводиться снабжение Беломорских маяков посредством наемных судов с тою своевременностью и исправностью, как это было до сих пор. Топографическое положение сказанных маяков представляет... такие огромные препятствия для выгрузки к ним предметов снабжения, что только многочисленная и дисциплинированная команда военных судов с трудом может преодолевать их; частная же команда наемных судов легко может в подобных случаях и отступить от рискованной работы”22. Справедливости ради отметим, что опасения губернатора Н.Д. Голицына отчасти оправдались. В 1896 т. закончился срок действия контракта с Мурманским Товариществом, и возобновления его не последовало. Те же суда, которые Дирекция маяков и лоции Белого моря стала использовать в последующие годы, оказались далеко не самыми подходящими для обслуживания маяков. 4 октября 1897 г. старый двухтрубный колесный пароход “Георгий”, принадлежащий генерал-майору Гаккелю23, вышел из Архангельска к Горо­ децкому маяку, чтобы “открыть огонь” на маяке, доставить туда груз, в основном состоящий из кирпичей, строительных материалов, провизии - всего около 7 тыс. пудов, и забрать оттуда 52 чел. рабочих. В ночь на 6 октября во время шторма пароход несколько раз задел подводные камни, потерял руль и получил пробоины; вода залила топки. Капитан Дмитрий Александрович Олонкин и еще 6 чел. из команды “Георгия” не стали садиться в шлюпку, полагая, что оставаться на пароходе безопаснее. Как потом оказалось, своим решением они обрекли себя на гибель24. А генерал-майор Гаккель и другие 8 чел. на полузатопленной и 20Подробнее об этом см.: Попов Г.П., Давыдов Р.А. Мурман. Очерки истории края XIX —начала XX вв. Екатеринбург, 1999. С. 101 - 106. 21ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1898. Л. 13 - 16. 22ГААО. Ф. 1. Оп. 9. Д. 529. Л. 34. 25 Пароход “Георгий” был построен в 1864 г., перед этим сменил нескольких владельцев, среди которых был и известный М.К. Сидоров. В навигацию 1897 г. “Георгий” совершил 6 рейсов в Норвегию и на Мурманский берег. 24 В Обзоре Архангельской губернии за 1897 г. (с. 79) говорится о 7 погибших во время крушения парохода “Георгий”. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz