Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Письменные отзывы северных крестьян, промышляющих семгу и треску, совершающих плавания “с торгом в Норвегу” и живущих, по их собственному мнению, безбедно, на эти малопривлекательные предложения были составлены оскорбительно кратко и недвусмысленно. Крестьяне села Мудьюги, например, написали следующее: “Имеем честь отозваться, что взять на себя поставку прислуги на маяк - людей здоровых, способных и доброй нравственности, с полною за них ответственностью, мы не можем, потому, во-первых, что люди здоровые и с хорошим поведением ни за какую плату не согласятся служить на маяке ; а во-вторых, если бы люди, рассчитывая на хорошее жалованье на маяке, и согласились служить, то... общество не поручится за них и, следовательно, не возьмет на себя и ответственности. Что же касается до содействия в высылке людей для выгрузок и подания помощи судам, останавливающимся на мели, то это даже при согласии общества на предложение правительства решительно невозможно, так как в селении Мудьюге с последних чисел мая до ноября месяца нет ни одного человека, годного к тяжелой работе и способного быть на гребном судне”18. Жители старинного мезенского села Семжа поначалу также не хотели работать на Моржовском маяке, но после нескольких “внушений” уездного исправника шестеро человек во главе с Федором Буториным все-таки изъявили на то согласие. С большим трудом полицейские приставы склонили к обслуживанию Орловского и Святоносского маяков лопарей Понойского общества. Сговорчивыми оказались только жители Золотицкой волости Онежского уезда. Они пообещали поставлять на Жижгинский маяк “из среды своей прислу­ гу - столько человек, сколько потребует правительство, получая за поставку каждого 100 рублей в год”, при условии отопления и освещения жилых помещений для маячных служителей за казенный счет, а также выделении “от казны” крова­ ти с матрацем, подушки, одеяла и постельного белья для каждого человека, мебели, кухонной и столовой посуды19. Завоз продовольствия и необходимых материалов на маяки долгое время осуществляли военные шхуны “Полярная Звезда ” и “ Бакан ”. Но в 1880-х гг. их решено было отозвать с Севера. Возможно, поводом для этого послужили неудачные плавания шхун в качестве так называемых охранных крейсеров в 1881 и 1882 гг.: старые “посудины” оказались не в состоянии бороться с иностранными браконьерами, промышляющими у русских берегов. В Морском министерстве посчитали, что обе шхуны, “по ветхости и слабости машин не " ГААО. Ф. 1.0п .6.Д .81.Л . 11-12. 19Там же. Л. 26 - 27. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz