Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
иеромонах Феодорит, смотритель маяка послушник Владимир Поликин, мастер по плотнической части монах Евлампий, мастер по слесарной и кузнечной части послушник Андрей Заручевский. В акте, подписанном ими, отмечались многочисленные повреждения, без устранения которых эксплуатация маячного фонаря в будущем признавалась нежелательной13. Наибольшее опасение вызывало состояние деревянного шпиля, который поддерживал потолок и к которому крепился осветительный аппарат. За 40 лет шпиль сильно подгнил. Капитальный ремонт маяка было решено проводить вместе с его модернизацией. В январе 1903 г. чертеж нового маяка архитектора Иванова утвердил директор маяков и лоции белого моря полковник П.И. Васильев14. Основные работы в соответствии с ним были выполнены в 1904 г. Благодаря вновь установленной французской линзе свет керосиновых ламп маяка стал виден с более дальнего расстояния15. Первоначально все беломорские маяки (кроме Соловецкого) обслужи вали нижние чины Морского ведомства во главе с младшими офицерами. Матросы исправно и безотказно несли службу в безлюдных местах побережья Белого моря, не вызывая особых нареканий со стороны своего начальства. В середине 1860-х гг., после упразднения Архангельского военного порта, казенную прислугу беломорских маяков решено было заменить вольнонаемной. Капитан над Архангельским портом Павел Петрович Ранненкампф полагал, что для обслуживания каждого маяка потребуется не более семи человек на три месяца - с 1 августа по 1 ноября, “а в прочее время года может оставаться на маяках только половинное число, собственно для караула за целостью и сохранностью маячных зданий и имущества”16. Однако найти желающих для работы на маяках поначалу оказалось совсем не просто. Крестьяне многих ближайших к маякам сел, на которых рассчитывал П.П. Ранненкампф, посовещавшись на сходах, решительно отказались обслуживать маяки. Дело в том, что сельское общество, согласившееся поставлять на маяк прислугу, обязано было еще и содержать при нем “благонадежные гребные суда” для перевозки осветительных и других материалов и даже содействовать их выгрузке. При этом об отоплении, освещении, одежде, пище, питье и всем прочем, нужном для хозяйства, должна была заботиться сама “маячная прислуга”17. 13ГААО. Ф. 75. On. 1. Д. 2737. Л. 2 - 2 об. 14Там же. Л. 12. 15 Эта линза прослужила как минимум до начала 1990-х гг. Свет электрической лампы (1 кВт) был виден в ночное время с расстояния около шестидесяти километров (Скопин В.В. На Соловецких островах. М.: Искусство, 1991. С. 130, 134 - 135). 16ГААО. Ф. 1. Оп. 6. Д. 81. Л. 1 - 2. 17Там же. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz