Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Огни на берегах Деревянные неосвещаемые башни и другие знаки, конечно же, не могли заменить собой постоянно действующих во время навигации маяков. 7 (19) сентября 1838 г. в 18 час. 30 мин, открыл освещение маяк на острове Мудьюг. Он должен был указывать вход в Березовое устье Северной Двины. В 14 лампах с отражателями; на высоте 140 футов от воды горел очищенный рыбий жир - “сыроток”; огонь был виден с моря на расстоянии 17 миль (при возвышении наблюдателя на 15 футов от поверхности воды)7. Кирпичная цилиндрическая маячная башня высотой 41 м, шириной у основания 11 м и на куполе - 9 м сохранилась до сих пор и продолжает использоваться по своему прямому назначению8. Работами по ее сооружению, продолжавшимися на протяжении пяти лет, руководил военный инженер Власов с одобрения начальника второго отделения Гидрографического департамента Михаила Францевича Рейнеке. Первым смотрителем Мудьюгского маяка стал поручик корпуса флотских штурманов Алексей Васильевич Козобин* . В начале 40-х гг. XIX в. на берегах Белого моря появились еще три маяка: Орловский - в 1841 г., Жижгинский и Моржовский - в 1843 г. Двадцать лет спустя, в 1863 г., открыли освещение Сосновецкий и Святоносский маяки10. В 1862 г. пароход Соловецкого монастыря “Вера” начал перевозить богомольцев из Архангельска на Соловки. В том же году завершилось начатое в 1857 г. строительство Вознесенской церкви" на вершине Секирной горы Соловецкого архипелага. По проекту архитектора Шахларева здание храма, верхняя точка которого была на высоте около 100 м от подошвы горы, изначально 7 Справочная книжка Архангельской губернии на 1850 год. Архангельск, 1850. С. 39. * Постановлением главы апминистрации Архангельской области от 6 октября 1995 г. Мудьюгская маячная башня как уникальный исторический памятник морской инженерной архитектуры была взята на государственный учет (Семьин А.А. Мудьюгский маяк / / Памятные даты Архангельской области. 1997 год. Архангельск, 1997. С. 56). “Оборудование на маяке - французское, начала века, но по-прежнему исправно действует, - отмечалось в газете “Архангельск” в сентябре 1998 г. - Поразительно, но и сам маяк, оказывается, эксплуатируется без капитального ремонта все 160 лет!” (Чесноков И. Что надежнее всего? / / Архангельск. 1998. 19 сентября). ’ В 1857 г. он, уже в чине подполковника, был назначен заведующим лоцманской и маячной частью Белого моря (Попов С.В. Автографы на картах. Архангельск, 1990. С. 57 - 58). 10 В литературе и документах XIX - начала XX вв. встречаются различные написания названий маяков: Мудьюжский, Модьюгский, Мудьюгский - на острове Мудьюг; Сосновский, Сосно­ вецкий - на острове Сосковец; Моржовский и Моржовецкий - на острове Моржовец. Упоминаемый заесь маяк Орловский впоследствии будут обозначать в лоциях и на картах как Орловско-Терский. Чесменский - то же, что и Чеслимский, Чишменский. " В документах Соловецкого монастыря эта постройка чаще называется Спасо-Вознесенским скитом. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz