Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Таким образом, с 1825 г. начинается история строительства парового флота на Русском Севере. Поражение России в Крымской войне (1853 - 1856), во время которой ее противники широко и успешно применяли военные пароходы, недвусмысленно показало, что дальнейшее строительство парусных кораблей для Военно-Морского Флота империи бесперспективно. А старейшая в стране великолепно оснащенная Соломбальская судоверфь продолжала между тем выпускать морально устаревшие деревянные парусники. Освоить на ней выпуск железных пароходов, броненосных кораблей в короткие сроки было совершенно нереально: специалисты и оборудование отсутствовали, доставка металла на Север для судовых корпусов, механизмов для силовых установок и вооружения стоила бы весьма дорого. Даже в лучшие времена на уходивших из Архангельска в Кронштадт “новопостроенных” линейных кораблях устанавливался “половинный” комплект орудий; полное вооружение корабли получали, лишь достигнув конечного пункта своего плавания. У С.-Петербурга, гораздо более развитого в промышленном отношении, чем Архангельск, имелось больше возможностей для производства судов, соответствующих новым требованиям. Тем не менее Соломбальскую верфь пытались приспособить для производ­ ства паровых судов. После постройки в 1853 г. 44-пушечного пароходо-фрегата “Полкан” в 1856 г. последовал могучий “ Илья Муромец", превосходивший своим водоизмещением 3200 т любой из ранее построенных здесь кораблей5. Тогда же со стапелей ее было спущено сразу шесть 6-пушечных клиперов; паровые машины устанавливались в их деревянные корпуса только после перехода на Балтику. В 1858 г. по внутренним водным путям в Архангельск прибыл пароход “Самоед”. Построенный в С.-Петербурге на механическом заводе Нобеля6, он изначально предназначался для работы в Архангельском порту - перевозки грузов, буксировки и т. д .7 Плавания “Самоеда” на дальние расстояния по 5 Быховский И.А. Архангелогородские корабелы. Архангельск, 1988. С. 113 - 114. 6 В литературе встречаются ошибочные указания на то, что “Самоед” был построен на Соломбальской верфи кораблестроителем Ф.Т. Загуляевым (См., напр.: Быховский И.А. Архангелогородские корабелы. Архангельск, 1988. С. 114, 160). 7 Пройдя путь от Финского залива до Архангельска за 16 суток, из которых ходовых было 12, с минимальным экипажем (шкипер, машинист, два кочегара и два матроса), “Самоед” оказался способным развивать скорость 18 км/ч - на 3 км/ч больше проектной. По своему конструктивному типу он представлял собой речной полубаркас длиной по палубе 21,4 м, шириной 2,67 м и осадкой 0,92 м. Паровая машина высокого давления мощностью 15 л. с. приводила во вращение два гребных винта, совершающих по 230 оборотов в минуту. Железный корпус имел бескилевое плоское днище и острые образования носа и кормы. В носовой части был открытый трюм, рубка располагалась на корме; топливом служили дрова (Шмигельский Л. Откуда “Самоед”? / / Моряк Севера. 1993. 6 января). 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz