Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.
отзывом 3-й степени”; матросам обоих спасательных ботов были вьщаны денежные награды. В отличие от добротно сделанных спасательных ботов здания станций вызвали множество нареканий. Эксплуатация их выявила многочисленные недостатки, вызванные, как оказалось, “пренебрежениями самыми элементарными правилами строительного искусства”. Уже после первой зимы пришлось ремонти ровать фундамент, полы, потолки, печи, трубы, косяки, двери, крыши у станционного дома в Териберке. Еще хуже обстояли дела на станции Посьет в Рынде. Зимовать там можно было лишь на кухне и в одной из комнат; вдобавок ко всему выход бота из бухты оказался затрудненным из-за обнаруженных отмелей. В 1905 г. все строения спасательной станции в Рынде перевезли в Екатерининскую гавань, где Александровским городским управлением был отведен участок земли в пять десятин. В следующем году сборка зданий станции завершилась. К концу 1906 г. близ Териберской спасательной станции был сооружен “постоянный стапель” для ремонта и содержания зимой обоих ботов, но стапельные спуски близ уреза воды быстро пришли в негодность. Очистка и покраска их подводной части производилась либо в Вардё у норвежских спасателей, либо на частных стапелях Мурманского берега, а иногда и простым килеванием в Екатерининской гавани53. Время показало, что решение о сооружении двух спасательных станций на Мурманском побережье оказалось верным и дальновидным. Ежегодно во время промыслового сезона боты-крейсера спасали от верной гибели десятки шняк с рыболовами, оказывали им медицинскую помощь, обогревали и кормили пострадавших людей. Сами поморы выражали глубокую признательность командам спасательных ботов и их шкиперам за их повседневный, зачастую опасный труд. Только за первые восемь лет службы они спасли 43 судна со 143 рыбаками; отбуксировали или отконвоировали 304 промысловых судна, на борту которых находилось 1104 чел.; оказали помощь на рейдах 22 судам. После установления советской власти спасательные боты были пере именованы в “Шторм” и “Комсомолец”, продолжив свою службу у Мурманского побережья. По косвенным данным, они плавали на Севере до 1941 г. - начала Великой Отечественной войны56. 55Андриенко В.Г. Спасательные крейсера... С. 88. * Там же. С. 89,90. 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz