Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

все случаи помощи точно заносит в вахтенный журнал бота, с подробным объяснением обстоятельств спасения”52. В первую же навигацию 1903 г. обоим ботам-крейсерам хватало работы, особенно в осеннее штормовое время. Так, “Великий князьАлександр Михайлович” под командой шкипера В. Олонкина спас от явной гибели четыре промысловых судна с 14 промышленниками; кроме того, 22 промысловых судна были отбук­ сированы в становища, “так как промышленники начинают просить помощь только тогда, когда сами они уже начинают терять надежду на благополучный приход в становище”. Столь же эффективной оказалась работа по спасению людей и промысловых судов и второго спасателя. “Таким образом, - писал Л. Брейтфус, - боты, в первую же навигацию, блистательно выполнили свою миссию и оправдали свое назначение”53. Опыт первого года спасательных работ на море показал, что для много­ верстного “промыслового пространства” двух ботов-крейсеров недостаточно: либо нужно сокращать районы плавания для каждого из них, либо строить третью спасательную станцию на Мурманском берегу. Столь же напряженной выдалась работа спасательных ботов и в 1904 г. Вот выписка из вахтенного журнала “Великой княгини Ксении Александровны”, который вел шкипер И.П. Ануфриев, за один день: “ 18 августа, с рассветом, при ветре от Оста 7 - 8 баллов вышел в море. Крейсируя около шняк, лежащих на ярусах, в 12 часов дня увидел сигнал о помощи; подойдя к бедствующей шняке, нашел ее уже наполовину залитой водой, но за сильным ветром и громадным волнением людей взять к себе на борт не мог; убавив парусов, подал на шняку буксир, пустил за борт масло для укрощения волнения и благополучно привел ее в становище. Вскоре после этого, продолжая крейсерство, около 2-х часов дня увидел на другой шняке сигнал о помощи; подойдя к ней и воспользовавшись временным затишьем, снял людей на борт и отбуксировал шняку в становище; оказалось, что люди уже полторы суток лежали на ярусе в шторме в ожидании тихой погоды, желая брать ярус, но промокшие и голодные боялись долее оставаться в море, так как к тому же шняка стала давать течь. Снова возвратился в море и продолжал крейсерство до 7 часов вечера, когда с наступлением темноты возвратился в Лодейную на станцию”54. За добросовестную и самоотверженную работу по спасению людей и промысловых судов Главное Правление Общества спасания на водах в конце навигации 1904 г. удостоило штурмана каботажного плавания В. Олонкина серебряной медали; шкипера дальнего плавания И.П. Ануфриева - “похвальным 52 Брейтфус Л. Обзор действий мурманских спасательных крейсеров... С. 14 - 16. 53Там же. С. 56. 54 Брейтфус Л. Обзор действий мурманских спасательных крейсеров... С. 46. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz