Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

На рейде каждой станции было поставлено по железному бую, на трех мертвых якорях каждый, отпущенных по высочайшему повелению безвозмездно Морским ведомством и доставленных из Либавы в Александровск на транспорте “Бакан”. В Александровске эти якоря, цепи и буи были приняты на яхту научно­ промысловой экспедиции “Андрей Первозванный” и развезены с постановкою на места. В разработанной Обществом инструкции говорилось: “Бот “Великая княгиня Ксения Александровна” имеет своею станциею бухту Лодейную в становище Териберке; этой станции, устроенной на капитал Ее Величества, присваивается имя “Августейшей покровительницы государыни императрицы Марии Федоровны”. Бот “Великий князь Александр Михайлович” имеет свою станцию на острове Посьет, около становища Рынды; этой станции присвоено имя “Спасательная станция К.Н. и Р.И. Посьет”, так как устроена она на капитал, пожертвованный покойным адмиралом Посьетом. Весною, а именно с 1 апреля и до начала промысла на Восточном Мурмане,.бот, стационируюший в Рынде, откомандировывается на западный берег, имея своею якорною стоянкою Вайда- губу (на Рыбачьем полуострове. - Г,П., Р-Д.), и крейсирует от становища Ворьема до Цып-Наволока. Териберский стационер в это время совершает крейсерство между становищами Гаврилово и маяком Цып-Наволок. Во время летнего промысла териберский стационер крейсирует от Гаврилова до Восточной Лицы. Ботам вменяется в непременную обязанность, особенно в штормовую погоду, постоянно держаться в море, лавируя в полосе, занятой промысловыми судами, стараясь прокладывать курс вдоль берега, по середине этой полосы, чтобы постоянно иметь в виду промышленников, для чего шкипер и команда держат вахту и постоянно следят как за судами, лежащими на ярусах, так и за идущими под парусами, и в случаях, где требуется помощь, шкипера с командою первым делом должны принять меры к спасению людей, затем стараться спасти судно и снасть, отбуксировывая его, по возмож­ ности, в ближайшее становище... Во время крейеерства каждый бот должен носить на топе мачты днем и ночью особый опознавательный треугольный флаг, териберский - белый со вшитою в нем красною буквой “Т”, а рындинский - красный со вшитою белою буквою “Р”... В том случае, если кто-либо из спасенных на бот людей потребует немедленной медицинской помощи и средства, имеющиеся на боте, окажутся недостаточными, шкиперу предоставляется право оставить крейсерство и идти для своза спасенных к берегу. В противном случае спасенные остаются на боте до ближайшего случая захода на станцию. О помощи, оказанной ботом бедствующему судну, шкипер требует письменное свидетельство от спасенных и 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz