Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

принимал участие, боты направились вдоль норвежского побережья вАлександровск. В пути они показали себя как нельзя лучше: хорошо слушались руля, легко поворачивались под парусами и не зарывались в волну. Один из них попал в жесточайший шторм, во время которого был полностью накрыт попутной волной, получил крен более 90°, но благодаря тяжелому балласту тут же восстановил остойчивость. Боты-крейсеры получили названия: “Великая княгиня Ксения Алек­ сандровна” и “Великий князь Александр Михайлович” (впоследствии просто “Ксения” и “Александр Михайлович”). Каждый бот представлял из себя килевой двухмачтовый парусник49. Почти весь набор корпуса был выполнен из дуба, а киль - из американской сосны. Корпус разделялся четырьмя водонепроницаемыми переборками толщиной в 2'/г дюйма с плотно запиравшимися дверями, между которыми располагались жилые помещения; на палубе, на дубовом основании имелось орудие для выстреливания линя. Снаружи корпус выше ватерлинии был выкрашен в белый цвет. Команда состояла из шкипера и четырех матросов; фактически же один из матросов, числившихся на судне, всегда оставался на берегу сторожить станцию50. Строительство обеих станций завершилось в 1903 г, Каждая из них имела по большому 2-этажному дому с баней при нем, хлевом для коровы и крытым навесом для шлюпок. Нижний этаж предназначался для квартиры шкипера, приемного покоя - на случай принятия доставленных ботом людей - и кладовой; верхний же - для “жилья” команды бота, преимущественно в зимнее время. “Станции снабжены мебелью, - писал JI.J1. Брейтфус, - железными койками с матрацами, посудой, готовым отоплением и освещением. Дома снаружи обшиты тесом с резьбой и окрашены, и вся группа построек каждой станции имеет солидный и довольно изящный вид; наружные фасады зданий украшены цветными щитами с изображением эмблемы Общества спасания на водах и изречениями августейшей покровительницы его” 31. Дома строияись по планам архитектора Общества действительного статского советника Купинского под общим руководством председателя Архангельского отделения Общества генерал- майора П.И. Васильева. 4’ Крейсера были построены по одному чертежу и имели несколько большие размеры, чем аналогичные норвежские суда. Длина между перпендикулярами составляла 50 футов, ширина наибольшая - 1 6 футов 3 дюйма, углубление до грузовой ватерлинии - 8 футов 9 дюймов, водоизмещение —45,5 т. 50Андриенко В.Г. Спасательные крейсера на Мурмане (1902 - 1914) / / Гангут. Вып. 3. СПб., 1992. С. 86 - 87, 90. 51 Брейтфус Л. Обзор действий мурманских спасательных крейсеров... С. 29 - 30. 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz