Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

крушение и семей погибших. Император разрешил повсеместный сбор средств для поморов и даже сам пожертвовал 5 тыс. руб.44. Суда Мурманского Товарищества во время этой бури не пострадали, они находились за пределами штормового района. Но пароходство откликнулось на общую беду. С навигации 1895 г. на суда Товарищества Архангельско-Мурманского срочного пароходства по указанию его директора-распорядителя П.И. Витга стали выдавать особые кружки для сбора добровольных пожертвований семьям погибших. Они бьши трех размеров: малые, большие и “кружки-кораблики”. Спасательные крейсера на Мурмане В мае того же злополучного 1894 г. во время шторма со снегом около становища Хавнингберг (провинция Финнмарк, Норвегия) норвежский спасательный бот конструкции Колина Арчера, чье имя сейчас прочно ассо­ циируется с легендарным “Фрамом” полярного иследователя Ф. Нансена, спас от неминуемой гибели 36 чел. Небольшой, но крепкий, с тяжелым килем парусный бот “в два приема” провел успешную операцию, тогда как спасательный пароход “Хеймдал” не смог даже выйти в море. На этот случай обратили внимание как в Норвегии, так и в России. В Норвегии с 1893 по 1899 гг. построили всего 15 таких ботов, которые за указанный период спасли 1033 чел. и оказали содействие сотням судов и лодок47. В России же решили воспользоваться норвежским опытом. 25 января 1902 г. Правление Общества спасания на водах приняло решение об открытии “в нынешнем же году”двух станций на восточной стороне Мурманского берега: в Териберке (бухта Лодейная) и Рынде (на острове Посьета4*). При станциях должны были базироваться спасательные построенные в Норвегии боты-крейсеры. В мае 1902 г. корабельный инженер генерал-майор А. К. Боярский и начальник Мурманской научно-промысловой экспедиции Л.Л. Брейтфус, официально назначенный представителем Общества спасания на водах, и Колин Арчер заключили контракт на постройку двух одинаковых спасательных ботов стоимостью по 18,5 тыс. руб. каждый. После завершения постройки и ходовых испытаний 20 ноября в норвежском городе Ларвик, в которых Колин Арчер 44 Обзор Архангельской губернии за 1894 год... С. 81. Подробнее о деятельности Комитета для помощи поморам см., например, статью Лайус Ю.А. Ученые, промышленники и рыбаки: научно­ промысловые исследования на Мурмане, 1898 - 1933 / / Вопросы истории естествознания и техники. 1995, № 1. С. 64 - 81. 47 БрейтфусЛ.Л. Очерк организации и первого года деятельности спасательных станций на Мурмане. СПб., 1904. С. 12 - 13. 41 Ранее - остров Могильный. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz