Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

большинство крушений (по данным J1.JI. Брейтфуса, - до 25) произошло во время шторма, пронесшегося по Белому морю в начале сентября42. У промышлявших сельдь крестьян Кемского уезда в море унесло почти все рыболовные снасти43. Изучавший обстоятельства этой трагедии чиновник А. Осипов в своем донесении губернатору писал: “Опрашивая целые десятки поморов, мне пришлось выслушать глубоко драматические рассказы о тех ужасах, которые им пришлось пережить за эти несколько дней. Старики, ходящие в море чуть ли не полвека, утверждают, что на их памяти подобной бури не было, да и предки их ничего подобного не передавали. Шторм, начавшийся северо-восточным ветром, разразился с такой силой и неожиданностью, что никакие меры не могли быть приняты, и потому он застал массу судов в открытом море. Сильный холодный пронизывающий ветер сопровождался снегом, мгновенно ложившимся густым покровом на корабельные снасти и делавшим их настолько тяжелыми, что управление парусами становилось положительно невозможным. Если принять во внимание каменистость и однообразие берегов, темные осенние ночи, отсутствие точных инструментов и непрочность выстроенных”домашним способом” судов, то легко понять тот ужас, который охватил даже этих людей, живущих тесной совместной жизнью с морем с детских лет. И я видел людей, у которых с этого времени трясутся руки, головы или ослабели ноги. Чтобы спасти себя, они делали все возможное, бросали для облегчения тот груз, над приобретением которого проработали все лето, бросали, зная, что этим они лишают семью куска хлеба; не останавливались даже перед тем, чтобы вылить пресную воду, то есть обречь себя на другую опасность. Море разметало их корабли, разбивая их и разбрасывая по всему побережью; несколько судов пропали без вести, и со слов семейств погибших я понял, что они еще живут надеждой, что близкие и дорогие им люди вернутся с наступлением весны...”44. Санкт-Петербургское отделение императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству45 образовало Комитет для помощи поморам Русского Севера - в первую очередь для сбора пожертвований в пользу потерпевших 42АГВ. 1895. 1февраля; Брейтфус ЛЛ. Обзор действий мурманских спасательных крейсеров... С. 7; Обзор Архангельской губернии за 1894 год... С. 80. 43 Обзор Архангельской губернии за 1894 год... С. 81. 44 ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 2147. J1.139 - 140. В Обзоре Архангельской губернии за 1894 г. среди пропавших без вести упоминается судно крестьянина села Сороки Антонова, на котором, помимо него, находились трое его сыновей, племянник и двое матросов (с. 81). 45 В 1898 г. переименовано в Императорское Общество судоходства. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz