Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

“Подобной бури на было...” В декабре 1898 г. Леонид Львович Брейтфус (в будущем - начальник Мурманской научно-промысловой экспедиции) находился на борту небольшого двухмачтового парусника “Помор”, попавшего в сильный шторм у Мурманского берега. Работающих зимой маяков на Мурмане тогда еще не было; неосвещенные, унылые каменистые берега в условиях полярной ночи с судна заметить было почти невозможно. На Л.Л. Брейтфуса это плавание произвело сильное впе­ чатление: “Темно-серые рваные облака стремительно неслись над поверхностью океана..., налетел шквал со снегом, скрывший от нас берега; начался жесточайший шторм, трепавший нас трое суток при самых невозможных условиях... Состояние моря и атмосферы вообще трудно поддается описанию, так как кругом ни зги не видно, ни днем ни ночью, и только компас и опытная рука моряка могут до известной степени управляться в этих стихиях. В это время на палубе все мокро - люди, снасти и паруса - и все это обмерзает; шкипер, по возможности, все время на палубе; матросы повахтенно на руле, смотрят вперед; борются со льдом, снастями и парусами. В каютах в это время немного лучше, чем наверху, на палубе; обыкновенно из люков вода льет в каюты, камины не горят, поднимается пронизывающая сырость, борта и верхняя палуба отпотевают, и вода течет по ним, капает на койку, на платье, на подушку, на вас; в каюте надо спасаться под дождевиком; нет ни горячего обеда, нередко - ни горячего кофе или чая, надежда только на водку, на коньяк и холодную закуску. И так томительно, в неизвестности, в этой грустной обстановке приходится проводить сутки, другие, третьи... Такова обстановка на хорошем, вполне обеспеченном судне; предоставляю читателю вообразить себе, каково бывает в такую погоду на бедном судне помора, застигнутого в океане...”41 Вообразить действительно страшно: у многих поморов суда были беспалубными, то есть находящимся в них людям невозможно было укрыться ни от снега, ни от дождя, ни от морской воды, ни от пронизывающего ветра. Л.Л. Брейтфус же в отличие от них грустил и томился неизвестностью в каюТе, имея подушку под головой, попивая коньяк и сожалея об отсутствии горячей закуски,- и все равно плавание показалось ему кошмаром. Вообще осенние шторма в Белом море и Северном Ледовитом океане - явление обычное. Однако в 1894 г. стихия разыгралась настолько, что о ней написали даже столичные газеты. Число жертв было необычайно велико. Согласно официальным данным, в 1894 г. погибло 34 судна, причем утонуло 49 чел.; 41 Брейтфус ЛЛ. Обзор действий мурманских спасательных крейсеров Императорского Российского Общества спасания на водах, 1902 - 1910 гг. СПб., 1911. С. 10- 11. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz