Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

присмотра. Вследствие этого строения, красивые и опрятные снаружи, внутри переполнены всюду грязью и нечистотой и положительно заброшены”34. Тем не менее даже “запущенные” и “находящиеся без присмотра” строения (которые без особых проблем отремонтировали и вычистили) были в состоянии обеспечить нуждающихся промышленников крышей над головой на случай внезапной зимовки. Так, в 1885 - 1886 гг. на спасательной станции нашли приют и перезимовали 13 чел. с судна сумского мещанина Воронина, потерпевшего крушение. Попытки упразднить станцию “по материальным соображениям” архангельский губернатор не поддержал: станция служила “единственным доказательством принадлежности Новоземельских островов России”35. Кроме того, сам факт ее существования вселял оптимизм в промышленников, отправляющихся на Новую Землю: они уже не опасались неминуемой гибели там в случае зимовки34. С середины 1890-х гг. Главное Правление Общества спасания на водах стало отчислять деньги “для заготовки при Кармакульской спасательной станции припасов на случай зимовки там кого-либо из промышленников”37. Избы “для приюта экипажей, потерпевших кораблекрушения” в 1870 - 1880-е гг. строились практически ежегодно: в Онежском заливе Белого моря, близ Кеми на островах Ромбак, Кузов, Самбалуда, Сумостров в 1878, 1879, 1880 и 1884 гг. соответственно; в 1887 г. возникли приюты на Бабьем Носу, на Трех Островах, на острове Моржовец; в 1888 г. - в устье реки Поной, в 1889 г. - на мысе Святой Нос38. Устройство изб-приютов на Мурманском берегу - на мысе Сергиевском, близ Кольского залива; на острове Кильдин и около Семи Островов - оказалось делом неблагодарным. Содержание караульных при них не полагалось, запас дров со времени постройки не пополнялся; поэтому судовые команды, оста­ навливавшиеся здесь для отдыха, разбирали крыши, лавки, сени и жгли их в печках39. В 1896 г. при фактории братьев Мерзлютиных в Териберке, в бухте Лодейной, была учреждена спасательная станция, снабженная “отличной металлической шлюпкой системы Френсиса”. Однако она не имела успеха, так как шлюпка “по своим малым размерениям” не могла поддерживать про­ должительного крейсерства в море и для нее не полагалось особой команды4®. 34АГВ. 1881. 21 октября. 35АГВ. 1892.21 октября. 36АГВ. 1881. 28 октября. 37См., например: ГААО! Ф. 626. On. 1. Д. 17. Л. 1. 31 Девятнадцатый годовой отчет состоящего под высочайшим покровительством Ее Императорского Величества государыни императрицы Общества спасания на водах. 1890 год. СПб., 1892. С. 133. ” ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1.Д. 1816. Д. 365. т Брейтфус. Л. Очерк организации и первого года деятельности спасательных станций на Мурмане. СПб., 1904. С. 8. 7 Зш. 921 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz