Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

Команды Соломбальской и Коскогорской станций состояли из атамана и двух гребцов, нанимаемых на два месяца при замерзании реки и вскрьггии ее ото льда. Особых строений для помещения команды и лодок при этих станциях не предусматривалось: команда Соломбальской станции помещалась в доме Таможенной конторы, а Коскогорской - на почтовой станции. В большинстве случаев помощь спасателей с этих двух станций ограничивалась вытаскиванием провалившихся под лед лошадей, груза и гораздо реже людей. Кегостровская станция открывала свои действия весной на один месяц при вскрытии Двины и осенью - с начала сентября и до полного замерзания реки. Команду станции составляли урядник и 3 гребца. Наблюдение за ее “правильными действиями” осуществлял священник Кегостровского прихода Иоанн Подосенов. При станции был устроен дом с помещениями для команды и сарай для гребных судов и других принадлежностей. В зимнее время дом служил “пристанищем для проезжающих в бурную погоду”; в нем постоянно находился караульщик. Работы на Кегостровской станции было довольно много. Так, например, в 1901 г. в один только день - 13 ноября - более 10 раз ломался лед под возами и лошадьми. Но спасатели, привыкшие к таким происшествиям, каждый раз успевали на помощь32. Их высокий профессионализм неоднократно был отмечен различными наградами. В 1877 г. по распоряжению Главного Правления Общества пять специально зафрахтованных поморских шхун перевезли на Новую Землю отапливаемый приют и сарай для спасательного вельбота в разобранном виде, сам вельбот, рабочих для монтажа зданий и шесть самоедских семей из печорской тундры на постоянное жительство. На следующий год туда же выехал поручик корпуса флотских штурманов Е.А. Тягин для наблюдения за обустройством этой самой северной российской спасательной станции. Вместе со своей семьей и самоедами он провел там одну зимовку33. С 1880 г. Новую Землю с материком связали субсидируемые государством рейсы судов Товарищества Архангельско-Мур­ манского срочного пароходства. Однако уже на следующий год станцию едва не закрыли... В июле 1881 г. в Малые Кармакулы пришел пароход “Архангельск”, на борту которого находились губернатор с группой чиновников. “При выходе на берег, - писал впоследствии один из них, - нас прежде всего поразила пьяная толпа самоедов, беззастенчиво и невнятно что-то мурлыкавших на своем наречии. Не пьяны из них были почти только дети. Тут было налицо почти все население Малых Кармакул... Здания и вещи спасательного приюта, охранение которых было поручено самоедскому старшине и вообще всем самоедам, за короткий период его существования оказались в полнейшем запустении и без должного 32АГВ. 1901. 23 ноября. 33ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 1598. Л. 17 - 116. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz