Попов, Г. П. Морское судоходство на Русском Севере в XIX - начале XX в. В 2 кн. Кн. 1 / Г. П. Попов, Р. А. Давыдов ; Рос. акад. наук. Урал. отд-ние, Арханг. науч. центр, Ин-т экол. проблем Севера. - Екатеринбург ; Архангельск : Институт экологических проблем Севера УрО РАН, 2003. - 246 с. : ил.

ЧАСТЬ I ЧЕРНЫЙ ДЫМ НАД БЕЛЫМ МОРЕМ Пароходы Архангельского адмиралтейства Первое русское судно, приводимое в движение силой паровой машины, было построено в С.-Петербурге. Корпус его был деревянным, металлическую трубу диаметром около 30 см и высотой 7,6 м при попутном ветре можно было использовать как мачту для парусов. Машина мощностью в 16 л. с. вращала два прикрытых кожухами гребных колеса диаметром 2,4 м. Пассажиры размещались в кормовой части под навесом из парусины. Первый официальный рейс его состоялся 3 ноября 1815 г.1 В пути до Кронштадта средняя скорость судна составила около 9 км/ч. Обойдя несколько раз вокруг брандвахтенного фрегата, стоявшего на якоре, оно отправилось обратно и, преодолевая встречный ветер и крутую волну, благополучно прибыло в С.-Петербург. Среди участников рейса находился Петр Иванович Рикорд - талантливый военный моряк, впоследствии адмирал и академик, администратор и исследователь. Он предложил называть новое чудо техники пароходом 2... Десять лет спустя, 20 июня 1825 г., со стапеля Соломбальской казенной судоверфи в Архангельске при огромном стечении народа под грохот пушечного салюта был спущен на воду первый на Русском Севере колесный пароход “ Легкий ”, построенный известным кораблестроителем Андреем Михайловичем Курочкиным. Судно длиной 112 футов (34,1 м) было оборудовано паровой машиной мощностью 60 л. с., изготовленной на Ижорском заводе и доставленной морским путем в Архангельский порт. Установка машины и механизмов была поручена приглашенному английскому механику Берду. Летом 1826 г. на Северной Двине успешно прошли ходовые испытания “Легкого”. В том же году при участии другого авторитетного корабельного инженера Василия Артемьевича Ершева3 спустили на воду и второе паровое судно - “Спешный”. Оба колесных парохода использовались в дальнейшем для нужд военного порта, главным образом - для вывода построенных судов за мелководный Двинской бар4. 1Здесь и далее даты даны по старому стилю. 2Морской энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / Под ред. В.В. Дмитриева. СПб., 1993. С. 467; Т. 3 / Под ред. В.В. Дмитриева. СПб., 1994. С. 54 - 55. 3 В современной литературе фамилия судостроителя чаще пишется как “Ершов”. В литературе, официальных документах XIX в. встречались два варианта написания фамилии —“Ершов” и “Ершев”. Сам мастер подписывался как “Ершев”. 4 Огородников С. История Архангельского порта. СПб., 1875. С. 318 - 319; Брызгалов В.В., Попов Г.П. В начале пути / / Моряк Севера. 1990. 31 января. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz