Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

начинался главный судоходный фарватер, ведущий к прича­ лам Архангельского порта. Эту идею в свое время убедительно отстаивал еще губернатор Н.А.Качалов, и усилия его не пропали даром. День спуска стал настоящим морскимпраздником, ибо горожане после упраздне­ ния Соломбальскойверфив 1862годуявно соскучилисьпо ярким церемониям "рождения" новых судов. Строилже маячное судно "своим иждивением" местный влиятельный купецШмидт. В дальнейшем, спустя десятилетия, деревянное судно было заменено металлическим. Происходили революции и войны, а плавучий Северо-Двинский маяк каждую навигацию, вплоть до середины 1960-х годов, стоял на якорях в определенной точ­ ке Двинского залива и был отмечен на всех штурманских на­ вигационных картах. 29 августа на первой странице губернской газеты было опуб­ ликовано официальное сообщение о "высочайшею повелении": "ИменнымВысочайшим указом, даннымПравительствующему Сенату: в 16 день августа 1881 года, числящемуся по полевой пешей артиллерии Генерал-майору Баранову Всемилостивей­ ше поведено бытьАрхангельским губернатором, с оставлением по полевой пешей артиллерии". Читающей архангельской публике имя Николая Михайло­ вича Баранова было хорошо известно. Он являлся одним из героев недавней русско-турецкой войны 1877—1878 годов и слыл решительным, волевым человеком. Н.М.Баранов родился 25 июля 1836 года в дворянской се­ мье. В 1854 году окончил Морской кадетский корпус, "вступив во флот гардемарином". Емудовелось участвовать в Крымской кампании 1854-1855 годов, по окончании которой он был произведен в мичманы. Спервыхже дней службыНиколайМихайловичвнимательно следил зановшествами, появлявшимися накораблях. Внемрано проявилась страстькизобретательству. Онсразу же обратилвни­ мание на техническое несовершенство стрелкового оружия, по­ ступавшего на флот. Не считаясь со временем, Баранов изобрел ружье, заряжавшееся с казенной части. Морское ведомство энергично поддержало изобретателя. Ружье было доработано и в 1868 году запущено в производство. В русском военном флоте оно тогдаже получило название "барановского". 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz