Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
начинался главный судоходный фарватер, ведущий к прича лам Архангельского порта. Эту идею в свое время убедительно отстаивал еще губернатор Н.А.Качалов, и усилия его не пропали даром. День спуска стал настоящим морскимпраздником, ибо горожане после упраздне ния Соломбальскойверфив 1862годуявно соскучилисьпо ярким церемониям "рождения" новых судов. Строилже маячное судно "своим иждивением" местный влиятельный купецШмидт. В дальнейшем, спустя десятилетия, деревянное судно было заменено металлическим. Происходили революции и войны, а плавучий Северо-Двинский маяк каждую навигацию, вплоть до середины 1960-х годов, стоял на якорях в определенной точ ке Двинского залива и был отмечен на всех штурманских на вигационных картах. 29 августа на первой странице губернской газеты было опуб ликовано официальное сообщение о "высочайшею повелении": "ИменнымВысочайшим указом, даннымПравительствующему Сенату: в 16 день августа 1881 года, числящемуся по полевой пешей артиллерии Генерал-майору Баранову Всемилостивей ше поведено бытьАрхангельским губернатором, с оставлением по полевой пешей артиллерии". Читающей архангельской публике имя Николая Михайло вича Баранова было хорошо известно. Он являлся одним из героев недавней русско-турецкой войны 1877—1878 годов и слыл решительным, волевым человеком. Н.М.Баранов родился 25 июля 1836 года в дворянской се мье. В 1854 году окончил Морской кадетский корпус, "вступив во флот гардемарином". Емудовелось участвовать в Крымской кампании 1854-1855 годов, по окончании которой он был произведен в мичманы. Спервыхже дней службыНиколайМихайловичвнимательно следил зановшествами, появлявшимися накораблях. Внемрано проявилась страстькизобретательству. Онсразу же обратилвни мание на техническое несовершенство стрелкового оружия, по ступавшего на флот. Не считаясь со временем, Баранов изобрел ружье, заряжавшееся с казенной части. Морское ведомство энергично поддержало изобретателя. Ружье было доработано и в 1868 году запущено в производство. В русском военном флоте оно тогдаже получило название "барановского". 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz