Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

вещавшая о вступлении на российский престол императора Александра III. По окончаниислужбыН.Д.Голицынпригласилксебе наквар­ тиру "высшихвоенныхи гражданскихчинов, консуловиностран­ ных держав и представителей Архангельского городского общества", где и былвыработан тексттелеграммы, говорившей о приведении должностных лиц к присяге новому императору и пожелании ему "многолетия, мирного и славного царствования". Так начиналась новая страница отечественной —увы, мно­ гострадальной —истории, по счастью лишь краем задевшая далекий Архангельск. Автор остановился столь подробно на событиях первого марта потому, что они стали косвенной причиной назначения в Архангельск в конце лета того же года нового губернатора Н.М.Баранова, о котором и пойдет далее наш рассказ. Прошло чуть более десяти лет, как к новому месту службы убыл Н.А.Качалов. Много событий случилось за это время на северной земле. Напомнюлишь о тех, что произошли незадолго до прибытия Николая Михайловича Баранова. 7 марта губернская газета перепечатала статью из «Русского курьера", где в который уже раз привлекалось внимание пра­ вительства к важному значению Белого моря для вывоза через него "богатств нашей Сибири". Поскольку "Обский морской путь" из-за тяжелой ледовой обстановки практически не мог быть использован (ледоколов Россия еще не имела), то весь упор делался на строительство железных дорог. По мнению газеты, нужно было строитьжелезную дорогу не от Вятки на Котлас, а по линии Вятка—Великий Устюг—Шен­ курск—Архангельск. И вто же время продолжатьжелезный путь от Вологды (участок Ярославль—Вологда был завершен в 1872 году) через Вельск до Шенкурска. Статья заканчиваласьтакими словами: "Поворот Сибирской торговли, через посредство рельсового пути, по северным гу­ берниямимел быдля последних самое благодетельное влияние. Известно, как проведение железных дорог способно содейст­ вовать быстроте движения вперед к благоденствиюместностей, где они прокладываются... Север не пасынок России, о котором можно было быдумать менее, чем о других ее сынах. Это древнерусское достояние". 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz