Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
Уже в первые дни после приезда в Архангельск Н.А.Кача- лов получил письмо от председателя правления Рязанско-Коз- ловской железной дороги М.П.Козлянинова: "Я, по инициативе некоторых предприимчивых людей, хорошо зна комых с бытом и потребностями Архангельской и Олонецкой губерний, решаюсь обратиться квам с просьбою —принять под свое покровительство намерение наше образовать акционер ную компанию для сооружения канала между Онежским озе ром и Белым морем, с учреждением в видах развития богатств Севера, пароходства и судоходства между Петербургом и Ар хангельском" 70. Из служебной переписки видно, что Качалов сначала навел справки в столице у крупного чиновника, некоего Н.С.Лебедева, причем высказал полное одобрение про екту М.П.Козлянинова. Н.С.Лебедев прислал пространную телеграмму. В ней сообщалось, что в XIX столетии изыс кания на предполагаемой трассе канала производились ге нералом де Волантом в 1810 году, инженером Васильевским - в 1850, братом Лебедева Владимиром - в 1858 и инженером Ержемским - в 1869 году. Стоимость предстоящих работ была определена в 5—6 миллионов руб лей. "Устроить путь совершенно возможно, —считал Ле бедев, —но затраты окупятся только будущим развитием торговли..." 71 В развернувшуюся полемику о сооружении канала, со единяющего Белое море с Онежским озером, неожиданно вме шался и архимандрит Соловецкого монастыря. В августе 1870 года он уведомил губернатора, что получил от Козлянинова письмо, в котором "русские капиталисты" просят подкрепить их усилия ходатайствомнастоятеля монастыря. По его мнению, предполагаемый каналдолжен улучшить путь из Петербургадо Соловецкого монастыря, пока же для петербуржцев такое пу тешествие сопряжено с величайшими лишениями и затрудне ниями, и число богомольцев год от году уменьшается. Увы, в северной столице идею встретили прохладно. В дальнейшем на страницах губернской и столичных газет не раз обсуждался заманчивый проект, даже производились изыскания на возможной трассе канала, но на этом каждый раз дело и заканчивалось. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz