Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Но губернатор Н.Игнатьев решительно возразил: остров Кильдин значительное время года не имеет сообщения не толь­ ко с губернским городом Архангельском, но даже с Колою. Построенный там порт в течение семи месяцев, "во время за­ мерзания Белого моря", будет отрезан от всей России. Этому порту нельзя "приписать особенного значения, и будущее его развитие сомнительно"69. Во время посещения великим князем Алексеем Александ­ ровичем поморских селений Белого моря не раз заходила речь о сооружении водного пути между Белым и Балтийским морями, по которому можно было бы сбывать в столицу бело­ морскую сельдь и мурманскую треску. Поморы хорошо знали, что когда-то Петр I перетащил —где водой, а где и волоком — из Белого моря в Неву два фрегата и, разбив шведов, прочно обосновался на берегах Финского залива. В селе Сорока мест­ ные жители "поднесли" великому князю адрес, в котором про­ сили его обратить внимание на устройство "водяного пути" между Онежским озером и Сорокскою губою. "Кто хотя поверхностно знаком со здешнею местностью, — писала губернская газета, —поймет весьма естественное же­ лание поморского населения связать себя какими бы то ни было путями с центрами России." Лишенный возможности из- за отсутствия надежных путей сообщения сбыть продуктысво­ его промысла, крестьянин попадал в кабалу к тем немногим крепким хозяевам, которые располагали денежными средст­ вами. Вот почему с таким интересом встречали поморы лю­ бые известия о возможном сооружении "водяного пути", дававшего возможность сбывать выловленную рыбу. Не сле­ дует забывать, что рыбу с мурманских промыслов везли в Пе­ тербург кружным путем —вокруг Скандинавии. А зимой доставка ее в столицу санным путем, по замерзшим рекам, озерам и болотам, была сопряжена с такими трудностями, расходами и риском, что отбивала охоту даже у самых сме­ лых и отчаянных. На протяжении XVIII-XIX веков не раз поднимался вопрос о сооружении кратчайшего водного пути между Белым и Бал­ тийским морями, время от времени даже приступали к состав­ лению проектов и техническимизысканиям, активное участие в которых принимали и архангельские губернаторы. 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz