Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

В настоящее время устраивается срочное пароходное сооб­ щение вдоль Мурманского берега, предполагается приобрести пароходы для китобойного и новоземельских промыслов. Является положительная необходимость в военном крейсере для поддержания порядка между промышленниками и охране­ ния наших вод, и, наконец, наши поморы-капитаны увеличи­ вают число больших морских судов для отвоза предметов мурманских промыслов в Петербург. Все эти суда должны зи­ мовать на Мурмане, и неимение коммерческого порта, в кото­ ром они могли бы получить все необходимые им материалы и припасы, служит препятствием к развитию этих предприятий. Кроме того, на всем Мурманском берегу нет администра­ тивного и судебного центра, где были бы устроены правиль­ ные суды, удовлетворительная полиция, больницы, училища для колонистов и проч. Недостаток этот есть главнейшая при­ чина беспорядков, водворившихся на Мурманском берегу. Осмотр колонизации Мурманского берега ясно доказал воз­ можность скорого заселения проектируемого порта. С разре­ шением селиться наМурманском берегу квеныначали селиться у нас, а не в портах Норвегии; в число колонистов записалось много купцов для торговли на Мурмане, но все это может быть совершенно правильно организовано только при устройстве коммерческого порта на Мурмане"67. Забегая вперед, отмечу, что в 1872 году была организована специальная экспедиция на военной шхуне "Полярная звезда" для поискана Мурманскомпобережье удобного места, где мож­ но было бы приступить к строительству коммерческого порта. Какявствуетиз подробной "Инструкцииэкспедиции", утверж­ денной министрами финансов и внутренних дел, коммерческий порт предполагали строить по северным меркам —с размахом. Предусматривалось, в частности, сооружение не только приста­ ней и разного рода складов, но и дока, верфи, отдельных зданий дляполиции, суда, городского банка, училищи детскихприютов, больниц, тюрьмы, гостиногодвораиторговыхрядов, обществен­ ных бульваров, православной и лютеранской церквей и даже во­ допровода, фонтана и бассейнов...68 После обследования побережья экспедиция пришла к вы­ воду, что самое лучшее место для строительства порта —Мо­ гильная бухта на острове Кильдин. 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz