Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
Качалов писал: "Водыкак около Мурмана, так и Зимнего бе рега и Новой Земли, принадлежащие России, не охраняются, и потому иностранные ловцы ловят рыбу и промышляют зве рей беспрепятственно и в ущерб промышленникам ... Все эти неудобства могут быть устранены единственно постоянными объездами берегов моря и океана, для чего необходимо серьез ное паровое судно, которое бы находилось в распоряжении Архангельского губернатора"4б. При этом Николай Александ рович заметил, что корабль этот мог бы употребляться для ока зания помощи при крушении судов, которую Архангельский порт оказать не в состоянии. Ходатайство губернатора было признано серьезным, и в дальнейшем морское ведомство стало посылать с Балтики на летнее промысловое время так называемый охранный крей сер, который нес патрульную службу в арктических морях, по путно занимаясь и гидрографическими работами. 3 октября 1870 года, незадолго до своего отъезда из Архан гельска, НЛ.Качалов направил министру внутренних дел об стоятельную записку, вкоторой поднималцелый рядвопросов, в том числе об устройстве морского порта, совершенствова нии лоцманской службы, безопасности мореплавания. Губер натор отмечал, что отпуск за границу русских товаров из Архангельского порта за последние шесть лет увеличился с 6 до 11,5 миллиона рублей, а количество ежегодно приходящих впорт иностранных кораблейдостигло 700 —цифрыдоселе не бывалой. При этом за границу вывозятся товары, которые уда ется доставить в порт только один раз в году —весной сплавом по Северной Двине. "С ожидаемым открытием Вятско-Двинской железной дороги, —писал Н.А.Качалов, —приток товаров к Архан гельскому порту значительно увеличится... В ожидании этих благоприятных для края и даже для целого государ ства обстоятельств является крайняя необходимость те перь уже озаботиться устройством морского торгового пути от Архангельска, чтобы тем дать свободный и удоб ный выход за границу скопляющихся в Архангельске то варов". Для губернатора, профессионального моряка, "устройство морского торгового пути” означало и создание в Архангельске 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz