Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Качалов писал: "Водыкак около Мурмана, так и Зимнего бе­ рега и Новой Земли, принадлежащие России, не охраняются, и потому иностранные ловцы ловят рыбу и промышляют зве­ рей беспрепятственно и в ущерб промышленникам ... Все эти неудобства могут быть устранены единственно постоянными объездами берегов моря и океана, для чего необходимо серьез­ ное паровое судно, которое бы находилось в распоряжении Архангельского губернатора"4б. При этом Николай Александ­ рович заметил, что корабль этот мог бы употребляться для ока­ зания помощи при крушении судов, которую Архангельский порт оказать не в состоянии. Ходатайство губернатора было признано серьезным, и в дальнейшем морское ведомство стало посылать с Балтики на летнее промысловое время так называемый охранный крей­ сер, который нес патрульную службу в арктических морях, по­ путно занимаясь и гидрографическими работами. 3 октября 1870 года, незадолго до своего отъезда из Архан­ гельска, НЛ.Качалов направил министру внутренних дел об­ стоятельную записку, вкоторой поднималцелый рядвопросов, в том числе об устройстве морского порта, совершенствова­ нии лоцманской службы, безопасности мореплавания. Губер­ натор отмечал, что отпуск за границу русских товаров из Архангельского порта за последние шесть лет увеличился с 6 до 11,5 миллиона рублей, а количество ежегодно приходящих впорт иностранных кораблейдостигло 700 —цифрыдоселе не­ бывалой. При этом за границу вывозятся товары, которые уда­ ется доставить в порт только один раз в году —весной сплавом по Северной Двине. "С ожидаемым открытием Вятско-Двинской железной дороги, —писал Н.А.Качалов, —приток товаров к Архан­ гельскому порту значительно увеличится... В ожидании этих благоприятных для края и даже для целого государ­ ства обстоятельств является крайняя необходимость те­ перь уже озаботиться устройством морского торгового пути от Архангельска, чтобы тем дать свободный и удоб­ ный выход за границу скопляющихся в Архангельске то­ варов". Для губернатора, профессионального моряка, "устройство морского торгового пути” означало и создание в Архангельске 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz