Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

тан и штурман судна. Ущерб от аварии "Качалова" соста­ вил 13 тысяч рублей, а авария второго судна принесла убы­ ток в 22 тысячи рублей. Это был серьезный удар как по финансам, так и по престижу молодого и еще не окрепшего пароходства. Отремонтированный пароход "Качалов", что называется, разрывался на двух линиях —Беломорской и Мурманской, но в июне 1873 года вновь попал в серьезную аварию и был от­ правлен для ремонта подводной части корпуса в док того же Соловецкого монастыря. Анесколькими днями раньше и толь­ ко что отремонтированный в Тромсё пароход "Великий князь Алексей", начавший совершать плановые рейсы на Мурман­ ской линии, на полном ходу наскочил на подводные камни при входе в становище Семь Островов и, получив тяжелые повреж­ дения подводной части корпуса, так и остался "сидеть" на ка­ менной гряде. Правление товарищества, выяснив размеры катастрофы, отказалось отремонта пароходаи вынуждено было продать судно на лом на месте крушения по невероятно низ­ кой цене —около 2000 рублей. И хотя после ремонта пароход "Качалов" смог снова вклю­ читься в работу, тем не менее к концу навигации 1873 года об­ щий финансовый дефицит товарищества достиг критической цифры —более 40 тысяч рублей. В начале навигации 1874 года "Качалов" во время сильного шторма наскочил на подводную каменную банку в Корабель­ ной губе, недалеко от входа в Кольский залив. Судно пришлось отвести на буксире в норвежский порт Берген для ремонта. Сложилась парадоксальная ситуация — пароходство продол­ жало функционировать, не имея вналичии ни одного действу­ ющего судна. Худшей рекламы для морского предприятия нельзя было придумать. Летом 1874 года товарищество приобрело небольшой паро­ ход "Помор", но он оказался настолько неудачной постройки, что за границей ни одно страховое общество не решилось его застраховать. Судно простояло у пристани товарищества в Соломбале все лето. Пароходство оказалось на грани полного банкротства. В Маргаритинскую ярмарку 1874 года состоялось чрезвы­ чайное собрание пайщиков. Управляющий делами правления 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz