Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
Одновременно Николай Александрович добавлял, что това риществом уже собрано 96500 рублей для строительства двух судов на верфях английского города Ньюкасла. Благодаря активному содействию губернатора дела товари щества на первых порах шли успешно, все вопросы решались без проволочек. Но оба заказанных парохода —"Великий князь Алексей" и "Качалов" прибыли в Архангельск уже после отъ езда Николая Александровича в столицу —летом 1871 года . Что же касается купца Мартемьяна Андреевича Базарно го, то он был избран председателем правления товарищест ва на собрании пайщиков во время осенней Маргаритинской ярмарки, куда прибыли с рыбных промыслов и остальные члены правления. На этом собрании было намечено начать промер глубин в наиболее опасных для плавания районах; составить опись бе регов; проверить и откорректировать имеющиеся навигаци онные карты; поставить маяки и другие отличительные знаки, необходимые для безопасного судоходства, в том числе при входе с моря в устье Северной Двины; издать, "по примеру про шлых лет", таблицы приливов и отливов Белого моря для раз ных пунктов. Сразу после серии сентябрьских совещаний губернатор принял энергичные меры для решения вопросов, поднятых учредителями товарищества. Часть из них он решил своей вла стью на месте, по более сложным возбудил ходатайства перед министерствами. Влияние и авторитет Качалова в поморской среде были столь велики, что на совещании, состоявшемся 23 сентября 1870 года, учредители товарищества обратились к нему с просьбой принять звание почетного гражданина города Кеми. Что же касается будущего созданного с таким трудом паро ходства, то оно —после неожиданных и скорых катастроф обо их пароходов —оказалось весьма печальным. Пароход "Качалов" в последнем рейсе навигации 1871 года потерпел аварию у Соловецкого монастыря, где и был оставлен на ремонт в монастырском доке. В конце навига ции 1872 года, в период осенних штормов, и пароход "Ве ликий князь Алексей" потерпел у Мурманского побережья серьезную аварию, в которой погибли, в частности, капи 53
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz