Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Одновременно Николай Александрович добавлял, что това­ риществом уже собрано 96500 рублей для строительства двух судов на верфях английского города Ньюкасла. Благодаря активному содействию губернатора дела товари­ щества на первых порах шли успешно, все вопросы решались без проволочек. Но оба заказанных парохода —"Великий князь Алексей" и "Качалов" прибыли в Архангельск уже после отъ­ езда Николая Александровича в столицу —летом 1871 года . Что же касается купца Мартемьяна Андреевича Базарно­ го, то он был избран председателем правления товарищест­ ва на собрании пайщиков во время осенней Маргаритинской ярмарки, куда прибыли с рыбных промыслов и остальные члены правления. На этом собрании было намечено начать промер глубин в наиболее опасных для плавания районах; составить опись бе­ регов; проверить и откорректировать имеющиеся навигаци­ онные карты; поставить маяки и другие отличительные знаки, необходимые для безопасного судоходства, в том числе при входе с моря в устье Северной Двины; издать, "по примеру про­ шлых лет", таблицы приливов и отливов Белого моря для раз­ ных пунктов. Сразу после серии сентябрьских совещаний губернатор принял энергичные меры для решения вопросов, поднятых учредителями товарищества. Часть из них он решил своей вла­ стью на месте, по более сложным возбудил ходатайства перед министерствами. Влияние и авторитет Качалова в поморской среде были столь велики, что на совещании, состоявшемся 23 сентября 1870 года, учредители товарищества обратились к нему с просьбой принять звание почетного гражданина города Кеми. Что же касается будущего созданного с таким трудом паро­ ходства, то оно —после неожиданных и скорых катастроф обо­ их пароходов —оказалось весьма печальным. Пароход "Качалов" в последнем рейсе навигации 1871 года потерпел аварию у Соловецкого монастыря, где и был оставлен на ремонт в монастырском доке. В конце навига­ ции 1872 года, в период осенних штормов, и пароход "Ве­ ликий князь Алексей" потерпел у Мурманского побережья серьезную аварию, в которой погибли, в частности, капи ­ 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz