Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

с готовностью поддержал его в письме министру финансов от 17 января 1870 года, сразу же после возвращения из Кеми. "При самом моем вступлении в управление губерниею мно­ гие судовладельцы поморского края обратились ко мне с заявлением о том, что устройство Зебеком пароходства с пра­ вительственною субсидией гибельно подействует на их дела и лишит их последних скудных заработков. Ныне, подробно рассмотрев обстоятельства этого дела и познакомившись с поморским краем, я решил просить Ваше Высокопревосходительство дать преимущество местным про­ мышленникам, и причины, вынуждающие меня ходатайство­ вать в этом смысле, следующие: 1. Пароходное сообщение Архангельска с портами Норве­ гии, хотя и посредством одного парохода, неминуемо отнимет у поморских судов часть срочных, следовательно самых цен­ ных, грузов. 2. Настоящее соглашение поморских капиталистов есть первое явление в этой местности к составлению компаней­ ских предприятий, и потому необходимо его поддержать и поощрить. По всем собранным сведениям, подписавшие заявление поморы имеют до 1/2 миллиона наличного капитала, лежа­ щего теперь без всякого движения, а первое выгодное компа­ нейское предприятие вызовет поморов на дальнейшее, что неминуемо оживит весь край. 3. Пароходное сообщение между Архангельском и Норве­ гией может быть только в течение трех или четырех месяцев, а так как для такого короткого действия будет невыгодно содер­ жать пароход, то простой расчет вынудит поморов посылать этот пароход в течение зимних месяцев для плавания и пере­ возки грузов в иностранные незамерзающие порты. Обстоятельство это познакомит поморов с выгодами иметь непосредственное сообщение с иностранными рынками, и я уверен, что за компанейским пароходом вместо настоящих поморских (парусных. — Г.П.) судов будут строиться парохо­ ды. При совещаниях моих с поморами они вполне сознают эти последствия"40. Поскольку прошение об организации пароходных сообще­ ний вдоль Мурманского берега подписали беломорские и 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz