Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

шения мирового посредника мы не должны, так как скот этот дан собственно для улучшения местной породы"38. Внимание к сельским нуждам, искреннее желание помочь населению в улучшении его благосостояния, твердость по от­ ношению к нерадивым поднимали популярность губернатора среди крестьян, хотя он, вне всякого сомнения, совершенно не стремился к ней. В эти годы все настойчивее звучал вопрос об организации регулярных пароходных рейсов не только по Белому морю, но и вдоль Мурманского берега, где происходил главный рыбный промысел, вплоть до северо-восточного побережья Норвегии. На долю Н.А.Качалова выпало организационно оформить со­ здание на Севере первого морского пароходства, давно ожида­ емого всем населением Беломорья. К середине 1860-х годов все большую заинтересованность в регулярных рейсах морских судов вдоль побережья Кольского полуострова стали проявлять кемские и кольские купцы, а так­ же и другие предприимчивые люди, в том числе либавский шкипер Иван Зебек. Заманчивый проект сулил немалые при­ были. Наконец, русские консулы в Норвегии все настойчивее стали поднимать этот вопрос в столичных ведомствах. К тому же с навигации 1862 года стал совершать регулярные рейсы на Белом море первый пароход Соловецкого монастыря "Вера", перевозивший богомольцев; его работа вызывала жи­ вой интерес у местного населения. Все это и ускорило реше­ ние одной из насущнейших проблем северного мореплавания. Еще в 1857 году по инициативе купеческого сына Афа­ насия Булычева, коммерции советника Ильи Грибанова и других купцов в Архангельске учреждается "Северо-Двин- ское пароходное общество", которое в том же году приоб­ рело в Бельгии два однотипных колесных парохода, получивших названия "Двина" и "Юг". 23 августа 1858 года состоялось пробное и недальнее плавание обоих пароходов с губернским начальством и многочисленными гостями. Первые рейсы речных пароходов оказались столь выгодны­ ми и успешными, что уже в сентябре того же года учреди­ тели "Северо-Двинского пароходного общества" предпринимают попытку учредить пароходное сообщение на Белом море и Северном океане между Архангельском, 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz