Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

2 декабря 1909 года под председательством Сосновского состоялось расширенное заседание городской думы с учас­ тием представителей Биржевого комитета, Купеческого об­ щества, морского порта, таможни и других заинтересованных ведомств. Тогда же инженерам Минейко и Ленгауэру было поручено "составить докладную записку от Архангельского городского общественного управления с ходатайством об об­ ращении внимания правительства на полную целесообраз­ ность и необходимость соединения Архангельского порта железною дорогою с Западной Сибирью". Следует отметить, что подобные ходатайства возбужда­ лись неоднократно и губернатором Бибиковым. Они рассма­ тривались на самом высоком уровне, но у России, втянутой в Первую мировую войну, уже не хватало финансовых средств на ее сооружение. Архангельские губернаторы понимали, что эта дорога имеет не только региональное, но и общероссийское зна­ чение. Она является кратчайшим и самым дешевым путем для перевозки грузов в Европу, дает развитие Северному и Западно-Сибирскому регионам, увеличивает приток валю­ ты в страну, ускоряет развитие первого порта России, ко­ торый, как в то время, так и нынче, для государства имеет не только важное экономическое значение, но и стратеги­ ческое. В наши дни строительство этой давно ожидаемой желез­ ной дороги назрело с особой остротой. И благодаря мест­ ной инициативе реализация этого масштабного проекта сдвинулась с мертвой точки: разработана проектная доку­ ментация. Большая часть забот по организации этой важнейшей для северного края стройки выпала на долю губернатора Анато­ лия Антоновича Ефремова. Ему пришлось налаживать кон­ такты для совместной работы с соседними регионами, заинтересованными в этом строительстве, а также со столич­ ными ведомствами, десятками промышленных, финансовых, проектных и прочих организаций и, наконец, с деловыми кругами Скандинавских стран. Уже определен маршрут: Пермь—Сыктывкар—Карпого- ры—Архангельск. Общая протяженность магистрали — 475

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz