Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

щего влияния нужды и постоянных лишений. Недоступность Поморской части Архангельской губернии (под термином "По­ морье" тогда понимали район юго-западного побережья Бело­ го моря, от города Онеги до Кеми. — Г.П.) для хлебопашества мне не служит доказательством невозможности лучшего поло­ жения, потому что именно в этих районах может развиться уси­ ленная и производительная промышленная деятельность — через развитие судоходства, солеварения, звериных и рыбных промыслов..." 29 И вновь с завидной терпеливостью он убеждал не только уездное начальство, но и крестьян, с которыми охотно об­ щался, что просить даровых пособий у правительства стыдно, что только трудом и трезвой жизнью можно улучшить свое по­ ложение. Но с "трезвой жизнью" в уездном городе не все было ладно. Выяснилось, что незадолго до приезда губернатора городское общество на своем собрании, осознав несомненный вред от большого числа кабаков, постановило вместо предполагаемых к открытию одиннадцати кабаков иметь в городе только два. Увы, вопреки волеизъявлению граждан, городские власти открыли все одиннадцать питейных заведений. Качалов так реагировал на этот случай: "Я прихожу к заключению, что вы­ борные лица Онежского общественного управления оконча­ тельно не понимают своих обязанностей и забывают интересы того общества, которое их выбрало и интересы которого они должны ставить на первом плане"30. История умалчивает, чем закончился этот случай. Но, зная нетерпимость губернатора к небрежному исполнению служеб­ ных обязанностей, можно не сомневаться, что онежские чи­ новники, принявшие такое решение, были если не отстранены от своих должностей, то крепко наказаны. Губернатор посетил несколько сельских начальных школ, и все они произвели на него самое благоприятное впечат­ ление. "Я мог на деле убедиться, что когда школы попадают в деятельные руки и если во главе их стоят люди, знакомые с существом своих обязанностей, —то преподавание все­ гда и везде идет хорошо. Большинство учительниц, кото­ рые мне встречались, отличались основательностью подготовки, что составляет положительную заслугу Архан­ 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz