Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
весьма большойдоход от эксплоатациилесов и горных богатств по пути названного канала; я уже не говорю о том, насколько поднимется промышленность в крае, лишенная пока главной основы для своего развития —путей сообщения". Шидловский считал, что даже еслипроводить впервое время по каналу одни лишь груженые баржи, то и это будет не только иметь первостепенное государственное значение, но и "явится экономически необходимым предприятиемдля развития есте ственных богатств всего Русского Севера". В условиях Первой мировой войны на первый план выдви гались, естественно, стратегические возможности канала. Не случайно 25 апреля 1915 года газета "Архангельск" писала: "Если быканал этот своевременно был оборудован, то не толь ко в значительной степени был бы разрешен вопрос о нашем товарообмене теперь через порты Севера с союзными и нейт ральными странами, но из Белого моря в Балтийское могли бы проходить военные корабли, и английские суда явились бы в Финском заливе"53. Но трезвые расчеты показали, что при сооружении канала нужно будет произвести такой объем работ —прежде всего земляных, —который за один год, как это утверждали многие, просто не осилить. В 1916 году в Петрограде вышла брошюра инженера Б.Ка- линовича "Об основных заданиях для проектирования Бело- морско-Онежского водного пути", в которой опытный специалист прямо указывал на предстоящие трудности: "Осу ществление Беломорско-Онежского водного пути потребует возведения 28 деревянныхшлюзов, втом числе 5—однокамер ных, 8 —двухкамерных и 16 —трехкамерных... Однакоитакойводныйпуп», сдеревяннымисооружениями, вви ду большого их количества и значительного объема земляных ра бот, не может быть осуществленменее, чемв 4—5-летний срок"54. Имелись и косвенные помехи, о которых упоминалось вдис куссиях по этой проблеме. Представители министерства путей сообщения, заинтересованные в скорейшем строительстве Мурманской железной дороги, доказывали нецелесообраз ность сооружения канала. Полтора десятилетия спустя строительство Беломорско- Балтийского водного пути все же началось. Трудом многих 429
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz