Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
незамерзающих и самою природою огражденных заливах Се верного океана Россия при серьезных международных столк новениях будет иметь несомненный успех и создаст себе возможность осуществить высокую задачу: охранять честь, до стоинство и спокойствие страны на той высоте, которая подо бает самому великомуи могущественному государству вмире... Этот же канал облегчит и закончит соединение Черного, Кас пийского, Балтийского и Белого морей в одну гигантскую эко номическую и, в известной степени, стратегическую сеть"51. Большую активность проявил олонецкий губернатор Н. Протасьев, поскольку проектируемый канал кровно затраги вал интересы его лесистого и малонаселенного края. В том же 1910 году он издал даже брошюру, посвященную этой пробле ме. Протасьев считал, что канал должен пересечь и Кольский полуостров. В переписке тех лет эту будущую водную систе му делили на две ветви —на Беломорский и Кольский кана лы. А поскольку вдоль озера Имандра грунт оказался плотным и можно было построить хорошую дорогу, то, по мнению олонецкого губернатора, "движение судов по кана лу могло бы поддерживаться не конной тягой, а грузовыми автомобилями"52. Начавшаяся вскоре мировая война только усилила интерес к этому вопросу. Высказал свое мнение и новый олонецкий губернатор А.Ф. Шидловский, еще недавно служивший вице- губернатором у И.В.Сосновского. Он писал в газете "Северное утро" 13 марта 1915 года: "С постройкой железной дороги на Мурман и уширением колеи от Вологдыдо Архангельска нуж но спешить во что бы то ни стало. Но и эти пути все не смогут направить к открытому морю большого количества грузов, не обходим еще другой —водный путь, соединение бассейна Бал тийского моря с Белым морем... Если, по газетным сведениям, наши пленные в Германии употребляются на работах по осушению болот и проведению дорог, то, по моему мнению, масса германских пленных могла с успехом быть использована для работы по устройству Бело морского канала, и в течение настоящего лета возможно сде лать необходимые здесь сооружения. Все затраты по устройству этого канала в течение несколь ких лет будут возвращены казне, которая, кроме того, получит 428
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz