Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Незавидной оказалась судьба Анны Долгобородовой. Вер­ нувшись к себе домой, она застала там запущенное приусадеб­ ное хозяйство. Через несколько месяцев бывшая колонистка приехала в Архангельск со своей 9-летней дочерью, пытаясь устроить ее на казенный счет в гимназию. Газетная статья заканчивалась весьма примечательным вы­ водом: "Долгобородова вправе рассчитывать на внимательное отношение со стороны архангельской администрации и обще­ ства как к себе, так и к дочери, так как Долгобородов сложил свои кости на Новой Земле, защищая полярный остров от гос­ подствовавших там ранее норвежцев, и своею жизнью в Оль- гинском поселке вместе с другими колонистами доказывал фактическое владение России северным островом Новой Зем­ ли, считавшимся раньше, как и Шпицберген, ничьей землей". Без преувеличения можно сказать, что горстка архангель­ ских крестьян ценой нескольких своих жизней и огромных лишений совершила настоящий подвиг, фактически закрепив за Россией новоземельский полярный архипелаг. ...Все эти годы в Петербурге, Петрозаводске и Архангельске время от времени обсуждалась давняя проблема соединения каналом Белого и Балтийского морей. 8 февраля 1908 года в военно-морском отделе Русского тех­ нического общества инженер Сытенко сделал сообщение о проекте такого канала. Докладчик напомнил, что после пора­ жения России в русско-японской войне правительство разра­ ботало программу строительства большого военного флота. Канал, по мнению Сытенко, "дал бы возможность во всякое время перекинуть Балтийский флот на Север" и оживил бы се­ верный край. Собрание согласилось с его доводами и решило "представить соответствующий доклад Государю". Вскоре была создана "Комиссия по Российскому Север­ ному каналу" во главе с тем же инженером Сытенко. Север­ ным его стали называть потому, что вторая часть канала должна была пересекать Лапландию —от Кандалакши до Кольского залива. Первая сессия комиссии состоялась 6марта 1910 года. Участ­ ники ее —а на сессии присутствовала большая группа ученых и видных деятелей от многих заинтересованных ведомств —при­ шли к единому мнению, что «с появлением русского флота в 427

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz