Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
ми темпами развивалось судоходство и на Печоре, что способ ствовало освоению природных богатств этого края. Еще в октябре 1906 года чиновник по крестьянскимделам Печорско го уезда доносил, что здесь совершают плавания уже 13 паро ходов, "из коих четыре принадлежат Норицыну, два — чердынскому торговцу Черных, один - чердынскому же тор говцу Суслову, три —лесопильному заводу"Ульсен и К0",один —красноборскому крестьянину Терентьеву и два —Ижемской промышленной артели". 25 марта 1910 года Николай II утвердил принятый Госу дарственным советом закон "о содержании срочного паро ходного сообщения по реке Печоре и ее притокам". Первый пункт его предписывал архангельскому губернатору заклю чить с наследниками купца Норицына договор на содержа ние ими срочного почтово-пассажирского и буксирного пароходства на ближайшие два года, что Сосновский в точ ности и исполнил. В целом же Архангельско-Мурманское срочное пароходст во перед Первой мировой войной работало с большим напряжением. Положение усугублялось тем, что в 1907 году потерпел кораблекрушение пароход "Ф.Литке"; после аварий на длительное время выходили из строя пароходы "Великая княжна Ксения" и "Федор Чижов"; некоторые суда плавали на пределе своих возможностей. Правление товариществавынуж дено было размещать заказы на строительство новых судов на зарубежных верфях. В то же время прилагались большие усилия по обеспечению безопасности плавания в северных водах. Так, с конца 1912 года на Беломморе и СеверномЛедовитом океане приступилик орга низации гидрометеорологической службы, которая оповещала капитанов о состоянии погодыи моря; продолжалось строитель ствоновыхмаяков; улучшалосьнавигационное ограждение опас ныхдляплаваниярайонови судоходныхфарватеров; проводились промерные работыи разного рода гидрографические исследова ния; благоустраивался и самАрхангельский морской порт. ...Вскоре после приезда в Архангельск Иван Васильевич Сосновский столкнулся с проблемой, которая уже два десяти летия привлекала внимание и дипломатического ведомства России. Иностранцы, в первую очередь наши соседи норвеж 407
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz