Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

гидрографической экспедиции А.И.Вилькицкого по обследо­ ванию устья реки Енисея". Осенью 1911 года И.В.Сосновский убыл из Архангельска, и все дальнейшие хлопоты по сооружению радиостанций в Арктике легли на плечи последнего "северного" губернатора С.Д.Бибикова. А незадолго до начала Первой мировой войны стали уста­ навливать радиостанции и на судах Мурманского товарищест­ ва, в первую очередь тех, которые ходили в Норвегию, на Печору и Новую Землю. В эти годы в полярных моряхпостоянно работали гидрогра­ фические экспедиции, трудами их создавались первые лоции и навигационные карты будущей трассы Северного морского пути. К чести последних архангельских губернаторов, они ак­ тивно участвовали в этом важном государственном деле. Результаты не заставили себя ждать. 11 июля 1913 года газе­ та "Архангельск" под характерным заголовком: "Срочное па­ роходство кустьямрек Оби и Енисея" —поместила следующую информацию: "Вконце января при Министерстве торговли и промышлен­ ности было образовано особое междуведомственное совеща­ ние о Северном морском пути в Сибирь. Это совещание признало, что пароходное сообщение через Карское море с устьями рек Оби и Енисея —не миф, а вполне осуществимое и желательное предприятие. К ближайшему заседанию Министерства торговли и промы­ шленности разработаны уже подлежащие обсуждению "Глав­ ные условия соискания на содержание срочных пароходных сообщений под русским флагом между портами Европейской России и устьями рек Оби и Енисея через Карское море". Предприятия, желающие заявить предложения на содержа­ ние срочных рейсов под русскимфлагом, приглашаются пред­ ставить свои условия в Отдел торгового мореплаания. К конкуренциидопускаютсяисключительно русские предприни­ матели, достаточно солидные вимущественном отношениидля выполнения договора..." К этому времени суда Мурманского товарищества уже со­ вершали регулярные рейсы по Печорской линии. Западный участок Северного морского пути был вполне освоен. Быстры- 406

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz