Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

изба, когда-то построенная нюхотскими крестьянами и в на­ стоящее время пришедшая в полную негодность. Всем пассажирам из села Нюхчи в ожидании парохода в этой избе приютиться нет возможности, почему многим приходится быть под открытымнебом при самой ненастной погоде иногда двое-трое суток, так как прибытие парохода по тем или иным причинам замедляется. Такое же положение и едущих в Нюхчу, особенно промыш­ ленников с Мурмана. Исправник лично видел, как до 50 про­ мышленников с семьями и багажом сидели на острове Белая Луда более суток, не имея возможности подать о себе известие в село Нюхчу, так как ни карбаса, ни лодки у них не было, а высадивший их здесь пароход ушел дальше. Для устранения перечисленных неудобств я полагал бы не­ обходимым устроить: дом на острове Белая Луда для приюта пассажиров из села Нюхчи, и крытый сарай для сбережения грузов от порчи при ненастной погоде, и крытые моторные лодки для перевозки пассажиров"25. Не лучше было положение и пассажиров Мурманской ли­ нии, когда огромные массы промышленников спешили на Мурман или возвращались с рыбных промыслов. Многие из них вынужденыбылии вдождь и вхолод оставатьсяпо несколь­ ку суток на открытой палубе. Что касается Кандалакшской линии, то благодаря исключи­ тельной предприимчивости крестьянина-пароходовладельца Игнатия Ивановича Буркова здесь положение было иное. Еще в 1901 году население кандалакшкских деревень просило содей­ ствия губернатора Н.А.Римского-Корсакова об установлении "правильных пароходных рейсов между Архангельском и побе­ режьями Кандалакшского залива". Мурманское товарищество, однако, отклонило ходатайство крестьян из-за малонаселенно­ сти прибрежных деревень и невыгодности подобных рейсов. Тогда Игнатий Бурков обратился к губернатору с прошени­ ем "организовать просимые ими рейсы на собственный счет". Разрешение было получено, Бурков приобрел товаропассажир­ ский пароход и начал свои плавания по этой линии. Причем все пять лет сам исполнял обязанности капитана судна. Своей аккуратностью и умелым ведением дела Бурков заслужил ува­ жение у местного населения. 396

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz