Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Весной 1907 года пароходство возглавил опытный моряк- практик Ф.К.Попов, совершивший несколько кругосветных плаваний. Но работал на этом посту он недолго. В июле 1909 года появившаяся в городе холера оборвала его жизнь. Но­ вым директором-распорядителем товарищества был назна­ чен Г.П.Антоновский —бывший капитан комфортабельного парохода "Император Николай II". Он зарекомендовал себя на этом посту с самой лучшей стороны. Но хлопот пароходные дела доставляли немало. Пришла пора вводить скоростные пассажирские линии, а у товарище­ ства не хватало пароходов. Много неудобств испытывало население прибрежных сел Белого моря, когда из-за мелководья и отсутствия навигаци­ онного ограждения пароходы останавливались на значитель­ ном расстоянии от берега. Порой крестьянам, застигнутым на пути к пароходу сильным ветром, приходилось спасаться на небольших безлесных островах и проводить на них по несколь­ ку суток, не имея возможности даже развести огня. Иногда происходили и вовсе безобразные случаи. 29 мая 1909 года начальник Сумского почтово-телеграфного отде­ ления Андропов доносил рапортом, что пароход "Михаил Кази" из-за редкого и неопасного для судна льда остановился вшести верстах от берега и высадил часть пассажиров на бли­ жайший остров. "Причем капитан парохода некоторых пас­ сажиров обязывал подпискою, что если пассажиры умрут голодной смертью на острове, то не предъявляли бы к ком­ пании пароходной иска”24. Как отреагировал губернатор на этот рапорт —неизвест­ но, архивное дело умалчивает об этом. Но на другое донесе­ ние Сосновский откликнулся сразу же. Суть дела ясна из его письма, отправленного 8 октября 1909 года Г.Антоновско- му: "Кемский исправник донес мне, что в селах Нюхче и Ко- лежме и в посаде Суме как при высадках на пароходы Товарищества, так и выездах с пароходов для пассажиров со­ здаются большие неудобства. Так, пассажиры из села Нюхчи для посадки на пароход вы­ езжают на остров Белая Луда, отстоящий от берега в 15 вер­ стах, а от седа Нюхчи —в 21 версте. Остров этот совершенно пустынный, и для приюта пассажиров существует только одна 395

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz