Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
12 миль, в Англии и Норвегии начались резкие протесты и заявления". С.Д.Бибикову, последнему архангельскому губернатору, в условиях военного времени приходилось решать уже иные про блемы. Поморы, как могли, продолжали заниматься своим древним ремеслом, заботясь о материальном достатке своих семей, но ряды их значительно поредели - действующая ар мия постоянно требовала пополнения. Для Архангельской губернии, выходящей своим "фасадом" к Белому и Баренцеву морям, особое значение имела органи зация устойчивых морских сообщений. К этому времени Ар хангельско-Мурманское срочное пароходство, имевшее более десятка судов, обслуживало несколько грузопассажирских ли ний, в том числе к устью Печоры и к Новой Земле. Наиболее безопасным было плавание по Мурманской ли нии. Уже около двадцати лет здесь проводились крупные гид рографические исследования. В 1901 году была издана новая лоция Мурманского берега. Эту работу, получившую высокую оценку моряков, возглавил опытный гидрограф штабс-капи тан Н.В.Морозов. В лоции давалось описание берега и при брежных вод от мыса Святой Нос до норвежского города Вардё. Более того, с 1903 года в становищах Териберке и Рынде дей ствовалидве хорошо оснащенные спасательные станции, имев шие в своем распоряжении по одному "боту-крейсеру". За первые четыре года своей работы они спасли от верной гибели несколько десятков поморских судов. В Беломже море, с его многочисленными островами и мел ководьями, плавать было гораздо опаснее. Поэтому решено было устроить несколько так называемых убежищ, в которых суда могли бы пережидать бурную погоду. Их предполагалось оборудовать в горле Белого моря, близ острова Мудьюг, в Онежском и Кандалакшском заливах. К концу 1907 года развернулись крупные работы по обус тройству Архангельского порта. Углублялись фарватеры, строилась первая каменная пристань, расширялись мастер ские по ремонту судов. Годом раньше близ Архангельска за вершилось строительство Лайского дока, переданного затем в безвозмездное пользование на 99 лет Мурманскому това риществу. 394
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz