Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

12 миль, в Англии и Норвегии начались резкие протесты и заявления". С.Д.Бибикову, последнему архангельскому губернатору, в условиях военного времени приходилось решать уже иные про­ блемы. Поморы, как могли, продолжали заниматься своим древним ремеслом, заботясь о материальном достатке своих семей, но ряды их значительно поредели - действующая ар­ мия постоянно требовала пополнения. Для Архангельской губернии, выходящей своим "фасадом" к Белому и Баренцеву морям, особое значение имела органи­ зация устойчивых морских сообщений. К этому времени Ар­ хангельско-Мурманское срочное пароходство, имевшее более десятка судов, обслуживало несколько грузопассажирских ли­ ний, в том числе к устью Печоры и к Новой Земле. Наиболее безопасным было плавание по Мурманской ли­ нии. Уже около двадцати лет здесь проводились крупные гид­ рографические исследования. В 1901 году была издана новая лоция Мурманского берега. Эту работу, получившую высокую оценку моряков, возглавил опытный гидрограф штабс-капи­ тан Н.В.Морозов. В лоции давалось описание берега и при­ брежных вод от мыса Святой Нос до норвежского города Вардё. Более того, с 1903 года в становищах Териберке и Рынде дей­ ствовалидве хорошо оснащенные спасательные станции, имев­ шие в своем распоряжении по одному "боту-крейсеру". За первые четыре года своей работы они спасли от верной гибели несколько десятков поморских судов. В Беломже море, с его многочисленными островами и мел­ ководьями, плавать было гораздо опаснее. Поэтому решено было устроить несколько так называемых убежищ, в которых суда могли бы пережидать бурную погоду. Их предполагалось оборудовать в горле Белого моря, близ острова Мудьюг, в Онежском и Кандалакшском заливах. К концу 1907 года развернулись крупные работы по обус­ тройству Архангельского порта. Углублялись фарватеры, строилась первая каменная пристань, расширялись мастер­ ские по ремонту судов. Годом раньше близ Архангельска за­ вершилось строительство Лайского дока, переданного затем в безвозмездное пользование на 99 лет Мурманскому това­ риществу. 394

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz