Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

режья. Постепенно осваивались более современные способы лова рыбы... Однако отсутствие крупного торгово-промышленного цен­ тра на побережье да неустроенность быта промышленников сдерживали процесс колонизации края. Со страниц местных газет не сходила и другая проблема. В начале 1900-х годов морское ведомство не посылало в север­ ные воды крейсеров для охраны промыслов. Эту роль в Белом и Баренцевом морях выполнял старый, тихоходный военный транспорт "Бакан". На зиму он уходил на ремонт вЛибаву. Приходя же в начале лета на Север, нередко долгие дни вынужден был отстаиваться в Архангельске, устраняя те или иные неисправности. К тому же "Бакан" не мог давать более 8,5 узла, а иностранные трауле­ ры обладали скоростью хода до 9 —10 узлов и спокойно уходи­ ли от слабо вооруженного "охранного крейсера". 16 марта 1911 года газета "Архангельск"иронизировала: "При таких условиях любой траулер, завидев издали "Бакан", успеет не только выскочить из пределов территориальных вод, но и засолить всю выловленную рыбу. Мало того, защита наших промыслов нужна не только у бе­ регов. Она необходима и у льдов, где промышляют зверя це­ лые иностранные флотилии. Между тем "Бакан" совершенно не приспособлен для плавания во льдах". Не раз обращалось внимание и на то, что из-за обширности районовпромысла —отграницНорвегиидо берегов НовойЗемли —для охраны требовалось "не менее двух быстроходных сторо­ жевых судов, вполне приспособленных к плаванию во льдах". И.В.Сосновский в первые же дни пребывания в Архангель­ ске началдобиваться отправки на Север "охранных крейсеров", но его ходатайства не дали результата. Как не была решена и проблема территориальных вод, напрямую затрагивавшая ин­ тересы русских промышленников. 31 января 1914 года газета "Архангельск" писала: "Унас до сих пор еще не установлена необходимая для нас ширина территориальной промысловой полосы. В настоящее время принято считать ее в 5 верст, что совсем недостаточно... Но когда в 3-ю Государственную Думу был внесен законо­ проект относительно расширения территориальной полосы до 393

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz