Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Кемь—Петрозаводск-Тихвин, протяжением в 1100 верст; третье —в период закрытия навигации к Архангельску по двум вариантам: а) через Кемь, Онегу; б) напрямик через горло Белого моря. Однако, прежде чем перейти к оценке и выбору наиболее благоприятного направления, является необходимость выяснить вообще осуществимость устройства грунтовых сооб­ щений, равно как и возможность пользования грузовыми ав­ томобилями..."9 30 мая губернатор уведомил генерала Гернгросса: "Озабочи- ваясь возможно более детальным и полным освещением этого первостепенно важного вопроса, я предполагаю, отправившись в начале будущего июня месяца на Мурман, совершить путе­ шествие по Лапландии для изучения на месте условий соору­ жения здесь гужевых путей..."10 В эти годы на страницах ряда газет обсуждался также про­ ект строительства канала, который соединил бы Кольский и Кандалакшский заливы кратчайшим путем. Горячим сторон­ ником этой идеи был олонецкий губернатор Н.В.Протасьев. 18 мая того же года он писал архангельскому губернатору: "Стремясь, по мере сил, содействовать правильному освеще­ нию государственного значения вопроса о Северном морском канале, позволяю себе предложить Вашему вниманию состав­ ленный мною краткий очерк по этому вопросу"11. Иван Васильевич Сосновский поблагодарил Протасьева за присланный очерк и в ответном письме сообщил, что он находит "проект соединения Екатерининской гавани с се­ тью русских железных дорог заслуживающим самого серь­ езного внимания", твердо обещав ему во время предстоящего путешествия по Лапландии ознакомиться" с условиями проведения по этому направлению проектируе­ мого Вами канала". К сожалению, в деле нет донесений Сосновского о резуль­ татах поездки по Кольскому полуострову. Что же касается "не­ осуществимости в сколько-нибудь ближайшем будущем" строительства железной дороги, которая соединила бы Мур­ манский берег с общегосударственной сетью железных дорог, то ни генерал Гернгросс, ни губернатор Сосновский, надо по­ лагать, и представить не могли, что пройдет менее десятка лет, 380

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz