Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.
вновь приобрел особую значимость. Дело наконец-то сдвину лось с мертвой точки. Есть все основания верить, что в скором времени сибирские грузы направятся кратчайшим путем по железной дороге к Архангельскому морскому порту. Но север губернии —в первую очередь Мурман —оста вался без надежной связи с центром России. За решение этой проблемы И.В.Сосновский взялся с первых дней своего гу бернаторства. В областном архиве сохранилось дело "О соединении Ека терининской гавани с сетью железных дорог и гужевыми до рогами". Среди других документов в нем есть письмо, отправленное 13 апреля 1910 года начальником Генерального штаба Е.А.Гернгроссом губернатору И.В.Сосновскому. В нем говорилось: "Имея ввиду затруднительное положение государства в слу чае войны с Западно-Европейскими державами, когда наша западная граница, Балтийское и Черное моря будут закрыты для сношения с внешним миром, представляется крайне же лательным заблаговременное обеспечение транзитной связи Империи с нейтральными государствами. В числе различных мероприятий этого рода выдвигается возможность использовать для означенной цели незамерзаю щую Екатерининскую гавань на Мурманском берегу. Положительные качества Екатерининской гавани настоль ко заманчивы, что неоднократно уже обращали на себя вни мание правительственных и общественных кругов, но каждый раз приводили к суждению, что никаким иным путем нельзя использовать эту гавань, как только посредством соединения ее железной дорогой, таккак обширные площадиЛапландского полуострова и западных частей Архангельской и Олонецкой губерний, отличаясь диким характером и суровым полярным климатом, совершенно безлюдны, а потому и бездорожны. Не говоря о постройке для этой цели железной дороги, осу ществимость которой нельзя ожидать в сколько-нибудь ближай шем к нам будущем, намечается три направления устройства этапных линий для гужевой (то есть лошадьми. —Г.П.) достав ки грузов от Екатерининской гавани во внутренние области Империи: первое —к железнодорожной станции Рованиеми Финляндских дорог, протяжением 460 верст; второе —через 379
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz