Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

вновь приобрел особую значимость. Дело наконец-то сдвину­ лось с мертвой точки. Есть все основания верить, что в скором времени сибирские грузы направятся кратчайшим путем по железной дороге к Архангельскому морскому порту. Но север губернии —в первую очередь Мурман —оста­ вался без надежной связи с центром России. За решение этой проблемы И.В.Сосновский взялся с первых дней своего гу­ бернаторства. В областном архиве сохранилось дело "О соединении Ека­ терининской гавани с сетью железных дорог и гужевыми до­ рогами". Среди других документов в нем есть письмо, отправленное 13 апреля 1910 года начальником Генерального штаба Е.А.Гернгроссом губернатору И.В.Сосновскому. В нем говорилось: "Имея ввиду затруднительное положение государства в слу­ чае войны с Западно-Европейскими державами, когда наша западная граница, Балтийское и Черное моря будут закрыты для сношения с внешним миром, представляется крайне же­ лательным заблаговременное обеспечение транзитной связи Империи с нейтральными государствами. В числе различных мероприятий этого рода выдвигается возможность использовать для означенной цели незамерзаю­ щую Екатерининскую гавань на Мурманском берегу. Положительные качества Екатерининской гавани настоль­ ко заманчивы, что неоднократно уже обращали на себя вни­ мание правительственных и общественных кругов, но каждый раз приводили к суждению, что никаким иным путем нельзя использовать эту гавань, как только посредством соединения ее железной дорогой, таккак обширные площадиЛапландского полуострова и западных частей Архангельской и Олонецкой губерний, отличаясь диким характером и суровым полярным климатом, совершенно безлюдны, а потому и бездорожны. Не говоря о постройке для этой цели железной дороги, осу­ ществимость которой нельзя ожидать в сколько-нибудь ближай­ шем к нам будущем, намечается три направления устройства этапных линий для гужевой (то есть лошадьми. —Г.П.) достав­ ки грузов от Екатерининской гавани во внутренние области Империи: первое —к железнодорожной станции Рованиеми Финляндских дорог, протяжением 460 верст; второе —через 379

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz