Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Вот такими событиями жило архангельское общество в пер­ вый год губернаторства И.В.Сосновского. Сам же он был оза­ бочен куда более серьезными проблемами. После введения осенью 1897 года в строй узкоколейной же­ лезной дороги Вологда—Архангельск губернский город былдо­ вольно надежно соединен с Центральной Россией, хотя экономического и стратегического значения до начала Первой мировой войны эта дорога так и не приобрела. Открытие дру­ гой железной дороги —Пермь—Котлас —обеспечило надеж­ ную доставку хлебных продуктов к Архангельскому порту. На первых порах обе дороги в какой-то степени удовлетворяли по­ требности губернии. Еще до приезда Сосновского газета "Архангельск" в номе­ ре за 10 марта 1907 года поместила небольшую заметку неиз­ вестного автора, в которой он рассказывал о встрече с иностранным коммерческим агентом, утверждавшим, что он видел в Омске проект железной дороги, которая соединила бы Сибирь с Архангельском, и что Архангельский биржевой ко­ митет рассматривал этот проект в ноябре 1906 года. На страницах местных газет развернулась полемика по это­ му вопросу. А 27 августа 1907 года гласные думы признали же­ лательным "соединить Архангельский порт с областью Западной Сибири железною дорогою". Определенный интерес к этому вопросу "подогрела" и статья в газете "Архангельск" за 29 июля того же года. В ней, в частно­ сти, говорилось: "Линия Обь—Архангельск, помимо ее транзит­ ного значения, будет иметь большое местное значение для Архангельской губернии. Она прорежет богатейший край Пе­ чоры, спящий и лишенный сообщения с миром. Много говорят о Печорской нефти. Наши соседки Вологод­ ская и Пермская губернии пишут о нефти на Ухте, ходатайст­ вуют, хлопочут, производят исследования. А Архангельск молчит..." Словно проснувшись от спячки, городская дума на своем экстренном заседании заслушала "записку" местного купца Н.Шаврина о необходимости сооружения этой дороги. 4 авгу­ ста городская газета дала подробное изложение этого доклада. В нем говорилось: События последнего времени с особен­ ной рельефностью обнаружили тот печальный факт, что на 377

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz