Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Человек с широким кругозором, он развил активную куль­ турно-просветительскую деятельность на Севере. Несомнен­ ной заслугой его нужно считать создание в 1908 году Архангельского общества изучения Русского Севера (АОИРС), плодотворная деятельность которого была хорошо известна далеко за пределами губернии. Александр Федорович состоял членом многих научных обществ, им составлены несколько библиографических указателей литературы о Севере, не утра­ тивших значения и в наши дни. В дальнейшем он служил на посту олонецкого губернато­ ра, а в январе 1917 года был назначен губернатором в Архан­ гельск. Но февральские события помешали его приезду на Север. Жизненный путь А.Ф.Шидловского закончился в се­ редине 30-х годов. ...Весной 1908 года, едва стаял снег, И.В.Сосновский в со­ провождении группы чиновников начал ознакомительные по­ ездки по губернии, продолжавшиеся до конца сентября. Он посетил все уезды, кроме Печорского, проведя вдороге 56 дней. В том же году в Архангельске вышла небольшая брошюра, описывавшая эти служебные путешествия. Она позволяет су­ дить, сколь серьезно относился Сосновский к нуждам мест­ ного населения, к охране интересов России в приграничных ее районах. 10 июня губернатор на пароходе отправился в Кемский уезд, сделавтрехдневнуюостановкувгостеприимной Соловецкой оби­ тели. Из Кеми предпринял утомительную поездку до централь­ ного пункта Беломорской Карелии —села Ухты, проделав в оба конца свыше 500 верст и испытав при этом "все вопиющие не­ удобства летнего сообщения". В брошюре рассказывалось: "Передвижениепочтыи пассажиров совершаетсячастьювлод­ ке по встречным озерам и речкам, а большею частью сухим пу­ тем, по узкой тропинке, покрытой в многочисленных здесь болотистых и топких местах продольнымдеревянным настилом, обыкновенно из 2—3 слегка обтесанных и большеючастьюплохо скрепленных бревен, передвижение по которым, особенно в мо­ крую погоду, когда эти бревна скользят и пляшут под ногами, требует большого внимания и сноровки. При этом натех перего­ нах, где можетпройтилошадь, кладьперевозитсяна особыхсанях с деревянными полозьями, приподнятыми спереди примерно на 367

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz