Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

Народ, видя, что власти не потерялись, стал слушаться со­ ветов, и несколько дней спустя нашлась масса желающих по­ ступить на приемные пункты и в санитарные отряды; на седьмой день холера, унесшая 60%из заболевших, стала осла­ бевать и неделю спустя совершенно прекратилась"71. В связи с открытием в 1899 году незамерзающего порта в Екатерининской гавани и возможным базированием в нем во­ енных кораблей вновь возник вопрос об устройстве Беломор­ ско-Балтийского канала. 6 февраля 1900 года губернская газета известила читателей, что "мысль эта занимала ум одного из даровитейших наших моряков —адмирала Шестакова, несколько лет кряду занимав­ шегося ее изучением наместах посредствомспециальных коман­ дировок". Но никаких подробностей в статье не приводилось. В начале февраля того же года в столице состоялся Гид­ ротехнический съезд. На нем выступил уже упоминавшийся автором инженер К.Ф.Дзярский с проектом "Беломорско- Онежского водного пути" —для пропуска по нему судов с не­ большой осадкой, преимущественно поморских шхун и крупных карбасов. Выступивший на съезде профессор В.Е.Тимонов, наоборот, выдвинул идею "постройки глубоководного морского канала, доступного для всех судов нашего военного флота". В феврале следующего, 1901 года в Петербурге состоялось собрание „членов съезда русских деятелей по водяным путям". Собравшиеся с интересом прослушали доклад того же профес­ сора Тимонова "Орусском внутреннем морском водном пути между Балтийским и Белым морями". Докладчик особо подчеркивал не только его экономическое, но и стратегическое значение. Профессор Тимонов считал, что строить необходимо "морской канал для судов с осадкой в 24 фута (1 фут = 30,48 см) со шлюзами, приспособленными для пропуска наших больших броненосцев... Океанский порт на Мурмане будет связан с Москвою и Петербургом, облегчится сношение центра Империи с Печорским краем, с Сибирью...". Главный упор Тимонов сделал на то, что России „необхо­ димо иметь свободный выход в океан для нашего Балтийского флота, то есть нужно руководствоваться теми соображениями, которые побудили германцев затратить 170 миллионов марок 333

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz