Попов, Г. П. Губернаторы русского Севера / Геннадий Попов ; Арханг. лит. музей, Ком. по культуре и туризму Администрации Арханг. обл., Акад. наук Рос. Федерации. Урал. отд-ние, Ин-т экол. проблем Севера. - Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 2001. - 493, [1] с. : ил.

А осенью 1896 года Энгельгардт ходатайствовал, чтобы мор­ ские перевозки междуАрхангельском и Печорой поручить Ар­ хангельско-Мурманскому пароходству —"как предприятию вполне солидному и, как показал многолетний опыт, не ос­ тавляющему желать ничего лучшего в отношении добросове­ стного и исправного выполнения принятых на себя обязательств"61. С приобретением же в 1895-1896 годах пароходством шес­ ти новых судов у архангельского губернатора появилась реаль­ ная возможность приступить к организации рейсов не только в устье Печоры, но и к недавно обустроенному становищу Ни­ кольскому (Хабарово) в Югорском Шаре. Мурманское товарищество обязано было содержать на этой линии два парохода, каждый из которых в навигацию 1897 года должен был совершить по три рейса на Печору и обратно, обязательно заходя в Мезень, а с 1898 года двумя судами де­ лать уже по пять таких срочных рейсов. Кроме того, Энгельгардт заключил с предприимчивым крестьянином Печорского уезда Норицыным контракт на 12 лет (с 1897 по 1908 годы) на содержание речного пароход­ ства по Печоре. Два его небольших судна обязаны были со­ вершать в течение навигации от 8до 10почтово-пассажирских рейсов от Куи до села Усть-Кожвы протяженностью 700 верст. Речное пароходство первое время действовало довольно ус­ пешно, но со смертью Норицына и с выходом из строя одного судна начались сбои. С навигации же 1900 года наследники Норицына объединились с купцомЧерных, о котором уже шла речь, и перевозка по реке грузов, принятых с морских парохо­ дов в Куе, вновь пошла успешно. Архивные документы свидетельствуют, что губернская ад­ министрация того времени, организуя рейсы на Печору, ви­ дела в них первый и планомерный шаг к изучению и освоению Северного морского пути. Вот, например, что пи­ сал вице-губернатор Д.Н.Островский министру внутренних дел: "Рейсы на Печору должны быть продолжены до Югор­ ского Шара, так как путем этих рейсов мы имеем возмож­ ность периодически правильно получать достоверные и важные для вопроса о Сибирском морском пути сведения о состоянии льдов в Карском море, о судах, проходящих Югор- 322

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz